Технолого-экономическое образование: достижения, инновации, перспективы
Технолого-экономическое образование: достижения, инновации, перспективы: XVIII Всероссийская научно-практическая конференция 104 собностей, определяющими познавательную активность и готовность будущего специалиста к самоорганизации, непрерывному самообразованию и совершен- ствованию своего труда. Как отмечают многие исследователи, самостоятельная работа прежде всего должна быть осознана как свободная по выбору, внутренне мотивиро- ванная деятельность. Она предполагает выполнение обучающимся целого ряда входящих в неё действий: осознания цели своей деятельности, принятия учебной задачи, придания ей личностного смысла, подчинения выполнению этой задачи других интересов и форм своей занятости, самоорганизации в распределении учебных действий по времени, самоконтроля в их выполне- нии. Именно в ней более всего могут проявляться мотивация, целенаправ- ленность, а также самоорганизованность, самостоятельность, самоконтроль и другие личностные качества. Самостоятельная работа обучающегося может служить основой перестройки его позиций в учебном процессе [2]. При организации учебного процесса в системе подготовки будущих учите- лей технологии особое внимание, на наш взгляд, должно уделяться содержа- нию, методам и формам обучения, направленным на приобретение технологи- ческих навыков, что является актуальным в современном мире. В рамках деятельностного подхода к подготовке будущих учителей технологии предпо- лагается оптимальное сочетание теоретических и практических навыков. Так, в частности, при выполнении студентами курсовых работ по дисциплинам «Технология швейного производства», «Основы конструирования и моделиро- вания одежды» выполняются практикоориентированные педагогические и тех- нологические задачи, с которыми будущий учитель столкнётся в своей педаго- гической деятельности. Данные работы могут носить и творческий характер, способствуя развитию познавательной самостоятельности обучаемых и направ- лены на поиск методических приемов и перспективных технологий. Курсовые работы также являются одной из наиболее распространённых форм исследовательской работы студентов, при выполнении которых система- тизируются полученные ранее знания по дисциплине, анализируется учебная, методическая и психолого-педагогическая литература, активизируется мысли- тельная деятельность, направленная на самостоятельный поиск решения по- ставленной проблемы. Исследовательские работы должны быть связаны по своему содержанию с будущей профессионально-педагогической деятельно- стью. В связи с этим, возникает необходимость внедрения в учебный процесс активных методов обучения, основанных, в первую очередь, на самостоятель- ном поиске оригинальных технологических решений. Например, при выполнении курсовых работ по основам конструирования и моделирования одежды, студентам предлагается исследовательская задача: на основе визуального осмотра и ряда антропометрических размерных признаков изучить конкретную фигуру, а затем, анализируя полученные данные предло- жить конструкцию модели в наибольшей степени удовлетворяющую требова- ниям, предъявляемым к изделиям проектируемого ассортимента. Если конкрет- ная фигура не является типовой (о чём могут свидетельствовать отклонения
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=