Технолого-экономическое образование: достижения, инновации, перспективы

Технолого-экономическое образование: достижения, инновации, перспективы: XVIII Всероссийская научно-практическая конференция 100 нической деятельности. Такие ребята стремятся читать техническую литерату- ры, интересуются решением творческих задач, головоломок, кроссвордов с техническим содержанием, с интересом посещают выставки технического творчества, занятия в объединениях дополнительного образования, стремятся получить навыки практической деятельности на уроках технологии и др. [4]. Большая роль в закреплении знаний на уроках технологии отводится проб- ным и тренировочным упражнениям. Тренировочные упражнения по образцу и инструкции предусматривают самостоятельность учащихся в их выполнении, но эта самостоятельность не выходит за рамки установленной ситуации – точ- ного копирования образца или соблюдения предусмотренных инструкцией приёмов и их последовательности. Более самостоятельными являются упраж- нения по заданию. К упражнениям этого типа можно отнести задания, требую- щие свободного выполнения без каких-либо подробных указаний учителя, без образца, но на готовом материале, с чётко сформулированными вопросами. Уп- ражнения по заданию постепенно переходят в творческие упражнения. Овладев некоторыми умениями и навыками в практической деятельности, школьники могут выполнять модели, макеты, различные поделки в технических кружках. Одним из путей развития способностей к технической деятельности явля- ется конструкторско-технологическая деятельность. При обучении конструиро- ванию решаются задачи, в которых приводится обсуждение готовых конструк- ций деталей, изделий, механизмов и машин. Они могут быть полезными на всех этапах обучения. Большое значение для подготовки к творческой конструкторской деятель- ности имеют задачи типа «проблемный ящик». Методика решения этих задач заключается в следующем. Преподаватель предлагает задачу в виде графиче- ского изображения, на котором дано техническое устройство с пропущенными деталями или механизмами, выполняющими определенные функции. От обу- чаемых требуется подобрать из числа известных механизмов такие, которые обеспечили бы выполнение требуемых от устройства функций [5]. Особый интерес среди конструкторских задач представляют задачи на до- конструирование и переконструирование. Правильно подобранная система за- дач обеспечивает развитие у человека умения решать множество отдельных конструкторских задач различной сложности. Задачи на переконструирование характерны тем, что в процессе их решения необходимо внести в техническое устройство конструктивные изменения. Это может быть связано с заменой ма- териала отдельных деталей, преобразованием функций, отдельных узлов или всего устройства, изменением режима его работы и т. д. [3]. Одним из путей развития способностей к технической деятельности явля- ется решение нетрадиционных (нестандартных задач). В каждой творческой за- даче заложено противоречие, разрешение которого может привести к решению. Характерным для технической задачи является то, что её содержание базирует- ся на техническом материале, связано с большой неопределённостью области поиска, решение в большинстве случаев многовариантное, а процесс решения носит творческий характер. Способность учащихся решать нестандартные за-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=