Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки

99 имопонимания. Граф Ростов отличается нежным и очень глубоким чувством любви и сердечной доброты к своей жене и детям. В свою очередь его супруга, графиня Ростова очень дружна со своими детьми и их отношения основаны на доверии. Сам Л. Н. Толстой в семье видел «начало всех начал», так как челове- ка воспитывает семейная атмосфера [5;6]. В литературе существует еще множество примеров, где семья сыграла очень важную роль в жизни героев и послужила им большим источником люб- ви и поддержки. Одним из таких примеров является повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Главный герой произведения Петр Гринев воспитывался в семье, которая жила по высоконравственным понятиям долга, чести и верно- сти. Петр всегда старался соблюдать главный завет, который дал ему его отец, Андрей Петрович Гринев, – «Береги честь смолоду» [7]. Исходя из вышеперечисленных примеров, мы можем судить о том, что главные герои этих двух литературных произведений, действительно, благода- ря любви и поддержке своей семьи смогли достойно прожить свою жизнь и быть счастливыми людьми. Для современного ребенка процесс семейной социализации является наиболее значимым. В этом направлении возрастает роль психолога в работе с детьми, молодежью и их родителями по формированию традиционных семей- ных ценностей. Для достижения определенных результатов психолог использу- ет как традиционные, так и инновационные технологии, такие как: «Письмо маме/папе», «Урок добра» (для родителей), «Проектная мастерская «Моя се- мейная традиция», «Конкурс пап» и др. Например, «Урок добра» для родителей включает в себя просветительскую работу, а также практико-ориентированные аспекты психологической деятельности. На этом «уроке» рассматриваются во- просы воспитания современных детей, выстраивания доверительных семейных взаимоотношений между родителями и детьми и др. Таким образом, в настоя- щее время необходимо проектировать новые формы работы с современной се- мьей, при этом учитывая возрастные особенности детей, результаты монито- ринговых исследований проблем семьи. Функционирование современной дет- ской и молодежной среды в значительной мере является заслугой именно се- мьи, в которой ребенок получает возможность самостоятельного социально- практического контакта с близкими и наиболее значимыми для его развития сферами жизни. Под руководством взрослых накапливается значимый социаль- ный опыт, что непосредственно способствует раскрытию собственного потен- циала ребенка и его успешному вступлению во взрослую жизнь. Литература 1. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразео- логических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова.– М.: ООО «А ТЕМП», 2008. 2. Решетов, П. А. Основы психологии семьи и семейного консультирова- ния. Модуль 5: Основы семейного консультирования / П. А. Решетов.– М.: ГУП «Коломенская типография», 2006.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=