Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки

96 жизни человека и его соответствующие сферы жизнедеятельности, рассматри- вается как социокультурная среда, т. е. совокупность условий жизнедеятельно- сти человека, в которой он обитает. Одной из ее составляющих является семья. Как первичная сфера жизнедеятельности она, являясь одной из важнейших ка- тегорий, раскрывающих специфику процессов социально-культурной интегра- ции и индивидуализации молодёжи, способна определять и её образ жизни. В контексте рассматриваемой проблемы понятие «образ жизни» может озна- чать ценности и соответствующие виды и формы деятельности индивидов, ко- торые складываются в системе человек – социум, где категория «образ жизни» используется в качестве познавательного инструментария и даёт возможность изучить специфику и потенциал различных видов деятельности (в том числе и физической) как фактора социальной интеграции и индивидуализации, кото- рые осуществляются на двух основных уровнях: социальном и личностном. На социальном уровне происходит изменение характера и содержания проблем, сопровождающих процесс становления личности. К ним относятся: отсутствие стабильности, социальной востребованности, гарантий социальной занятости; психологическая напряжённость и высокая тревожность, провоци- рующие непродуктивные формы жизнедеятельности, что в значительной сте- пени ослабляет физическое и психическое здоровье молодёжи. Эти проблемы усугубляются отсутствием своевременной помощи человеку в кризисных ситу- ациях; рекламой СМИ образа жизни, негативно влияющего на его физическое и психическое здоровье: рост числа и форм отклоняющегося поведения, нарко- мания, суицид, неблагополучие семьи и др. В личностном плане у молодого по- коления обострилась проблема смысло – и целеполагания, самореализации, вы- бора образа и стиля жизни, что существенно повлияло на изменение жизненных стратегий в целом. Являясь социально, психологически, культурно и историче- ски обусловленной, жизненная стратегия может рассматриваться как система долгосрочных жизненных перспектив человека, определяющая совокупность его жизненных проявлений. Основными показателями реализации аксиологи- ческого компонента физической культуры могут стать: забота человека о своём здоровье, телосложении; его физические качества, работоспособность, двига- тельные возможности, долголетие; готовность оказать помощь другим людям в их оздоровлении и физическом совершенствовании. Поэтому методологическим фундаментом воспитания физической культуры в условиях семьи с учетом новых социально-экономических условий является утверждение целостного подхода к пониманию сущности человека, установка на осознание человеком и обществом ценности физкультурно-оздоровительной де- ятельности. Теоретическим основанием организации данного процесса служат принципы гуманизации, вариативности и гармонизации физкультурно-спортив- ной и оздоровительной деятельности в контексте современного развития обще- ства. Наиболее эффективными формами реализации данной деятельности в условиях партнерства семьи и школы являются спортивные квесты, оздорови- тельные прогулки, семейные спортивные праздники и эстафеты, марафоны.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=