Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки

93 Таким образом, для того, чтобы организовать процесс сопровождения се- мьи дошкольников с ЗПР, в начале учебного года было проведено диагностиче- ское обследование детей, направленное на выявление особенностей развития интеллектуальной сферы. Обследование показало, что для данных детей характерна слабая устойчи- вость и концентрация внимания во время занятия, они часто отвлекаются в процессе выполнения заданий, а также их произвольное внимание быстро ис- тощается и, как следствие, резко нарастает количество ошибок. У 80 % детей с ЗПР выявлен низкий уровень развития внимания. Для 20 % детей с ЗПР характерен средний уровень развития внимания, данная группа обладает некоторой устойчивостью и распределением внимания. Они стараются удерживать инструкцию до конца задания, способны самостоя- тельно найти некоторое число ошибок. Такие показатели характерны для детей с неравномерным развитием познавательных процессов. Диагностическое обследование памяти дошкольников с ЗПР показало, что ко- личество детей с низким уровнем составляет 60 %. Структура нарушений познава- тельной деятельности детей с ЗПР предполагает мозаичность и преимущественную недостаточность памяти. Средний уровень развития памяти наблюдается у 40 % де- тей. Это говорит о том, что дети воспроизвели не все представленные на слух слова. Исследование уровня развития мышления выявило у 40 % детей низкий уровень. У данной категории детей преобладает только наглядно-действенный тип мышления, а мыслительные операции (анализ, синтез и обобщение) только начинают формироваться. Такие дети не понимают задание; не воспринимают изображенный на картинках сюжет. Для 60 % детей с ЗПР характерен средний уровень развития мышления. У данной группы дошкольников преобладает наглядно-образный тип мышле- ния. Такие дети исключают лишнее понятие, но не всегда могут верно обосно- вать свои ответы, операциями анализа и синтеза владеют слабо. Способны вы- полнить классификацию предметов только на знакомых категориях (игрушки, животные). Раскладывают сюжетные картинки не всегда точно; после обучения начинают понимать единый сюжет; могут кратко (по наводящим вопросам) рассказать о событии, представленном на картинках. Таким образом, очевидно, что вся познавательная сфера детей с ЗПР стра- дает от сужения объема активного внимания, выраженной несформированности мыслительных процессов, мозаичности памяти, трудностей понимания слож- ных речевых конструкций [1]. Прогноз развития и адаптации детей с ЗПР пред- ставляется благоприятным в случае пролонгированного психолого-педагоги- ческого сопровождения, а также последовательного подключения в процесс со- провождения и других специалистов (логопеда и психолога). Литература 1. Семаго, М. М. Организация деятельности ПМПК в условиях развития инклюзивного образования / М. М. Семаго, Н. Я. Семаго.– М.: АРКТИ, 2017.– С. 206–208.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=