Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки

92 Ю. А. Шепилова, учитель-дефектолог МБУ ДО «Центр психолого-педагогического и социального сопровождения» (Тула, Россия) shepilova.yuliaa@gmail.com ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В последние годы увеличивается процент детей «группы риска», т. е. де- тей, подвергшихся нарушению нормального онтогенеза. Особого внимания требует к себе дошкольный возраст, когда незначительные отставания в разви- тии влекут за собой серьезные последствия в дальнейшем становлении лично- сти ребенка. Поэтому важнейшей задачей учителя-дефектолога является опре- деление слабо выраженных особенностей развития, выходящих за рамки нор- мотипичной линии онтогенеза, и создание условий для их преодоления. В связи с этим нами на начало учебного года был составлен план работы в образовательном учреждении, где указаны приоритетные направления, цели, задачи и виды деятельности службы сопровождения. Субъектом процесса сопровождения воспитанников является учитель-дефектолог. Объектом процесса сопровождения являются дошкольники с задержкой психического развития. Направления процесса сопровождения: диагностическое обследование, кор- рекционно-развивающая работа, консультирование, профилактика и просвещение. Цели сопровождения дошкольников с задержкой психического развития: • содействие администрации и педагогическому коллективу образователь- ного учреждения в создании социальной ситуации развития, обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития личности всех участ- ников образовательного процесса; • обеспечение индивидуального подхода к каждому ребенку на основе пе- дагогического изучения детей; • расширение работы по повышению педагогической компетентности ро- дителей в вопросах воспитания и межличностного взаимодействия; • повышение собственной профессиональной компетентности в вопросах воспитания и развития детей с задержкой психического развития посредством курсов повышения квалификации. Задачи психолого-педагогического сопровождения дошкольников с за- держкой психического развития: 1) Исследование возрастного и индивидуального развития дошкольников с ЗПР, содействие полноценному личностному и интеллектуальному развитию детей на каждом возрастном этапе; 2) Коррекция имеющихся отставаний в интеллектуальном и личностном развитии дошкольников с ЗПР; 3) Профилактическая и консультативная работа по расширению осведом- ленности родителей в вопросах воспитания и обучения дошкольников с ЗПР.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=