Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки

91 тивным дефицитом обусловленным, прежде всего, дисфункцией лобных отде- лов мозга (и, соответственно, дефицитом исполнительных функций) [3].Р. Баркли обобщив свой многолетний опыт психиатра и нейропсихолога, при ис- следовании клинической картины СДВГ выделил следующие блоки нарушений исполнительных функций: невербальной оперативной памяти, вербальной опе- ративной памяти(интернализации речи), саморегулирования аффекта, органи- зации и планирование(рекомбинации). Также с дефицитом исполнительных функций у детейтакже связывают целый ряд психических и неврологических расстройств: расстройства приобретения школьных навыков, поведенческие расстройства, аффективные расстройства и др. [1, с. 49]. Организация психологического сопровождения одаренных детей с гипер- активным поведением должна сочетаться с работой с семьей ребенка, которой необходимо предоставить достаточно полную и доступную информацию о природе расстройства, основных симптомах и коморбидных нарушениях. Также рекомендуется в доступной форме донести основную информацию и до ребенка. Следует понимать, что дети с СДВГ достаточно рано получают от учителей, сверстников и родных обратную связь об их «непохожести», трудно- стях общения и «неуспешности» в сферах функционирования их слабых сто- рон. Особенно эта проблема касается детей с двойной исключительностью, не- заурядным интеллектом, когда изучение учебного материала в сфере распреде- ления таланта дается им легко, а при выполнении заданий в «сфере дефицита» они испытывают фрустрацию, беспомощность и даже агрессию по отношению к одноклассникам и взрослым. В данной ситуации важно не ставить вопрос об адекватном представлении о природе своих трудностей обучения, общения, а о возможных негативно окрашенных проблемах, как следствие реакции окружа- ющих на неуспехи ребенка. Аналогичная работа должна проводиться и с учи- телями, поскольку расстройства поведения, гиперкинетические и аффективные расстройства легкой и средней степени тяжести в значительной степени воз- можно нивелировать за счет поддержки ребенка со стороны взрослых. Литература 1. Агрис, А. Р. Диагностическая категория «дефицит внимания, двигатель- ного контроля и восприятия» (Deficits in Attention, Motor Control and Perception) в зарубежной литературе / А. Р. Агрис, О. И. Егорова // Психол. наука и образо- вание.– 2013.– № 3.– С. 43–51. 2. Пылаева, О. А. Одаренность у детей и ассоциированные проблемы. Фе- номен двойной исключительности. Одаренность и трудности обучения. Одарен- ность и синдром дефицита внимания и гиперактивности: (Обзор литературы) / О. А. Пылаева // Рус. журн. детской неврологии.– 2015.– Т. 10.– С.15–36. 3. Barkley, R. A. Interview, Rating Scales, and Medical Examination / R. A. Bar- kley // Attention-deficit hyperactivity disorder: a handbook for diagnosis and treat- ment. – N. Y.: Guilford Press, 2006.– Р. 375–384. 4. Lovett, B. J. Gifted students with learning disabilities: who are they? J Learn Disabil / B. J. Lovett, L. J. Lewandowski.– 2006.– 39(6)515–27.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=