Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки

90 Э. В. Шелиспанская, кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (Тула, Россия) shel.ell@inbox.ru ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ДВОЙНОЙ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОСТЬЮ (СОЧЕТАНИЕ ОДАРЕННОСТИ С СДВГ) Проблема реализации комплекса мер психолого-педагогическое сопровож- дения одаренности обусловлена сложностью, а порой и уникальностью детей данной категории, поскольку одаренные дети отличаются друг от друга: степе- нью и видами одаренности; среди них выделяют талантливых и высокомотиви- рованных субъектов; одаренных детей с гармоничным и дисгармоничным типом развития; лиц с неординарными способностями, а также одаренных детей, име- ющих различные сенсорные, ментальные и поведенческие нарушения и т. п. Не- смотря на большое количество работ, посвящённых исследованию форм и фено- мена одаренности, лишь недавно под вниманием исследователей оказался во- прос о сопутствующих таланту трудностях в поведении и общении, обучении ребенка с признаками одаренности. Имеются данные о том, что одаренность в детском возрасте часто сочетается как с соматическими заболеваниями, так и с различными неврологическими, психическими и поведенческими расстрой- ствами, включая синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), трудности обучения (особенно дислексию), биполярное расстройство [4]. Психологические особенности детей, у которых одаренность сочетается с трудностями обучения, нарушением поведения (включая различные типы СДВГ) или другими нарушениями когнитивных функций и поведения (в том числе вызывающее оппозиционное расстройство и/или обсессивно-компуль- сивное расстройство), предлагается рассматривать в рамках феномена «двой- ной исключительности» (“twice exceptional”). При сочетании интеллектуальной одаренности и СДВГ формируется яркая и неординарная личность, имеющая целый спектр нарушений в поведении и общении, присущих детям с психонев- ротическими нарушениями. «Исключительность» этих детей с одной стороны, связана с их одаренностью, с другой – проблемами обучения, обусловленными особенностями внимания и поведения. Таким образом, дети с двойной исклю- чительностью нуждаются как в применении педагогических подходов, исполь- зуемых для одаренных детей, так и применении специальных адаптационных и коррекционных методик, используемых для детей с трудностями обучения и поведения [2, с.17]. Следует указать, что синдром дефицита внимания и гиперактивности предполагает выраженные и проявляющиеся в различных сферах жизни при- знаки невнимательности и/или импульсивности, гиперактивности, гиперкине- тические расстройства оказывающие выраженное дезадаптирующее влияние на социальную адаптацию ребенка [1, с. 45].Современные исследователи конста- тируют, что СДВГ является скорее не поведенческим расстройством, а когни-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=