Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки

9 обеспечивает ребенку возможность стать полноправным членом человеческо- го общества. Американские психологи Р. Т. Байярд и Д. Байярд полагают, что первое, чему мы должны научиться, – это «заботиться о себе» [1, с. 199]. Поэтому на вопрос: «Разве не эгоистично заботиться о себе?», отвечают отрицательно. А. Маслоу отмечал, что ученые больше всего уделяют внимание исследо- ваниям, посвященным детскому эгоизму, но в то же время существует очень мало исследований позитивных составляющих детства. Психологи и психоана- литики рассуждают о ребенке только как о «чертенке», как о существе, изна- чально порочном, злобном и агрессивном. «Мы просто не в состоянии согла- ситься с тем, что ребенок добр, дружелюбен, способен к сочувствию и сотруд- ничеству» [3], – пишет А. Маслоу. Столь мрачная картина, конечно же, не от- ражает реального положения дел, согласно которому ребенок воспринимается как злобный звереныш, и внушить ему понятие о доброте можно только дисци- плиной и наказанием. А. Маслоу отмечает, что именно принцип безопасности определяет глав- ную линию поведения ребенка: «Если ребенок чувствует себя незащищенным, если у него отсутствует базовое чувство доверия и безопасности, если его базо- вые потребности <…> не получают удовлетворения, то такой ребенок будет ве- сти себя эгоистично, деструктивно и агрессивно. И наоборот, ребенок, посто- янно ощущающий любовь и уважение родителей, скорее всего не будет прояв- лять деструктивности в своем поведении» [3]. Таким образом, «детская враж- дебность носит не инстинктивный, а скорее реактивный, инструментальный или защитный характер» [3]. В отечественной психологии принято считать, что развитие эгоизма и пре- вращение его в доминирующую направленность личности, – есть следствие не- правильного воспитания и иных внешних факторов. «Эгоистами не рождаются, эгоизм возникает в результате неправильного воспитания, а иногда и неблагопри- ятных условий жизни»,– писал Л. Д. Левитов [2, с. 46], равно как и Е. В. Субботс- кий позже будет утверждать, что «люди не рождаются альтруистами» [4, с. 59]. Наибольшее влияние на ранних этапах процесса развития личности оказы- вает семья, которая таит в себе определенные сложности, противоречия и недо- статки воспитательного воздействия. Анализ перечисленных выше точек зре- ния на проблему развития детского эгоизма в семье показывает, что никакой другой социальный институт не может нанести столько вреда воспитанию ре- бенка, как семья. Литература 1. Байярд, Р. Т. Ваш беспокойный подросток: Практическое руководство для отчаявшихся родителей / Р. Т. Байярд, Д. Байярд.– М.: Просвещение, 1991. 2. Левитов, Н. Д. Отчего возникают недостатки в характере школьников и как их исправлять / Н. Д. Левитов.– М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=