Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки

88 – просветительская и консультативная работа с семьей. Таким образом, мы определили для дальнейшей эмпирической работ такие направления работы с родителями: – помощь в осознании того, что деструктивное поведение родителей обу- славливает рост тревоги у ребёнка. И наоборот – конструктивно беседуя с ре- бенком о проблемах в школе, сопереживая ему, разделяя тревожные мысли, уменьшая количество замечаний, демонстрируя спокойствие, родители своим поведением снижают уровень переживаний, связанных с обучением в школе, не позволяют ситуативной тревожности перерасти в личностную. – повышение коммуникативной компетентности родителей: умение дого- вариваться, корректно выражать свое недовольство, исключение из общения с ребенком угроз, умелое использование приемов поощрения правильного по- ведения и др. – оказание консультативной помощи в создании благоприятного психоло- гический климат в семье. Если ребёнок будет доверять и рассказывать о своих переживаниях, то уровень тревожности будет снижаться автоматически. Про- филактика тревожности у детей включает обсуждение всех проблем школьни- ка, общение с ним, проведение досуга. Благоприятным аспектом для взрослых и детей будет только непринуждённая обстановка, которая позволит почув- ствовать себя в безопасности. – психолого-педагогическая помощь в организации самостоятельной учеб- ной деятельности младшего школьника с ЗПР: помогать ребенку в осознании заданий, инструкций; исключить из списка упражнений, задания на скорость; не подгонять или торопить; развивать навыки самоконтроля, самопроверки не только итогов домашней работы, а промежуточных результатов выполненных заданий и др. Еще одним из направлений работы с родителями, воспитывающими ре- бёнка с ЗПР, является просветительская работа, позволяющая разъяснить роди- телям особенности развития их ребёнка, научить эффективным способам обще- ния с ним: помогать чрезмерно тревожному ребёнку управлять собой в волну- ющих его ситуациях; обучить способами снижения мышечного напряжения; создавать прецеденты для повышения самооценки школьника (к ребёнку необ- ходимо обращаться по имени, даже за незначительные успехи хвалить, отме- чать их в присутствии других сверстников и ребёнок должен понимать, за что именно его похвалили; сравнивать успехи ребёнка с ЗПР с его собственными результатами, достигнутыми некоторое время назад. Вывод: в работу по предупреждению личностной тревожности ребёнка младшего школьного возраста с задержкой психического развития необходимо, в первую очередь, вовлекать родителей. Их роль в этом вопросе является веду- щей, а конструктивная активность должна характеризоваться системностью помощи в преодолении ребенком ситуаций тревожности, связанной с обучени- ем в школе, информированностью об особенностях развития ребёнка с ЗПР, по- зитивным эмоциональным взаимодействием с ребенком на фоне благоприятно- го психологического климата в семье. Данное положение легло в основу разра- ботанной нами и находящейся на стадии апробации программы, направленной

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=