Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки

87 В. В. Чепурная, студент факультета психологии ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (Тула, Россия) cumerki2531@mail.ru А. А. Кацеро, кандидат психологических наук, доцент ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (Тула, Россия) katsero@list.ru РОЛЬ СЕМЬИ В ПРОФИЛАКТИКЕ ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В настоящее время в обществе наметилась тенденция увеличения количе- ства младших школьников, отличающихся повышенным беспокойством, неуве- ренностью, эмоциональной неустойчивостью [5]. Особого внимания ученых и практиков требуют такие дети с задержкой психического развития (ЗПР), у которых отдельные психические функции отстают в своём развитии от приня- тых психологических норм для конкретного возраста (исследования Д. Н. Исаева, Э. Г. Эйдемиллер, Е. В. Грошевой, Е. Д. Красильниковой, Е. В. Куфтяк, и др). Так Е. С. Слепович и Е. Л. Винникова говорят о том, что детей с ЗПР беспокоит негативное отношение к себе со стороны учителей, и их особое положение в школе [1]. Им характерно переживание безысходности своего положения, по- является установка на деструктивные формы поведения. Ребятам с ЗПР тяжело переживать негативное принятие их ближайшим окружением, что приводит к внутреннему конфликту в процессе самовосприятия, к отрицательным уста- новкам по отношению к себе, и это сопровождается повышением тревожности. Проведенное нами в 2018–2019 году диагностическое исследование позволило сделать выводы о том, что у 80 % младших школьников с ЗПР В фрустрацион- ных ситуациях дети с ЗПР могут проявлять неадекватно низкую или высокую тревожность в отличие от сверстников, которые развиваются нормально. Это негативно сказывается на отношениях с окружающими людьми и является пре- пятствием для школьной адаптации. Как и нормально развивающемся детям, ребёнку с задержкой психического развития необходима помощь в предупре- ждении и преодолении тревожности. Следующим этапом нашей работы стал поиск путей решения проблемы. Панфилова М. А., Овчарова Р. В., Красильникова Е. Д. [2, 3, 4] показыва- ют, что для преодоления тревожности у школьников необходимо: – повышение психологической грамотности педагогических работников с целью реализации индивидуального подхода к воспитанию, обучению школь- ника с повышенной или пониженной тревожностью; – психолого-педагогическая индивидуальная и групповая работа с тревож- ными детьми с целью формирования адекватной самооценки, выработке уме- ния вести себя в трудных, фрустрирующих ситуациях;

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=