Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки

86 7) Письменная речь. Идея использования письменной речи была одной из первых в обучении неговорящих людей. Известное положение о том, что пись- менная речь в онтогенезе формируется исключительно на основе устной речи, совершенно не согласуется с распространёнными методами обучения глухих глобальному чтению. Попытка обучения глобальному чтению детей с алалией показала, что часть детей не только успешно обучилась чтению, но и в процессе этого обучения начинала говорить. Очевидно, что для овладения письменной речью требуется создать необходимые предпосылки. Другую большую группу неартикулируемых средств общения составляют специальные электронные средства коммуникации. Таким образом, по-разному оценивая перечисленные альтернативные сред- ства общения, следует отметить, что в работе с детьми, имеющими тяжёлую па- тологию развития, не может быть универсального подхода. Необходимо пробо- вать различные методы работы и подбирать наиболее оптимальные. Из рассмот- ренных неартикулируемых средств общения, учитывая их достоинства и недо- статки, мы выбираем письменную речь как средство коммуникации. Именно письменная речь позволит понять ребёнка его ближайшему окружению, не имея специальной подготовки; развивать само общение в доступных ребёнку формах с применением букв магнитной азбуки или компьютера; заложить основу даль- нейшего обучения в образовательных учреждениях. Само общение активизирует потребность в нём, снимает психологическое напряжение в семье. Литература 1. Смирнова, И. А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилакти- ка нарушений речи у дошкольников с ДЦП, алалией, дизартрией, ОНР / И. А. Смирнова.– СПб.: Детство-Пресс, 2004. 2. Степанова, Н. А. Опыт формирования речемыслительной деятельности неговорящих детей посредством знаковой системы / Н. А. Степанова, Г. В. Лу- говая.– Тула: Контур, 2009.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=