Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки

85 расстройство психической деятельности у ребёнка, тем более индивидуальна система его коммуникации. 4) Блисс-язык. Австралийский учёный Чарльз Блисс разработал знаковую систему, основанную на упрощённых китайских иероглифах. В его системе ис- пользуется небольшое количество ключевых символов, имеющих первичные значения. Они комбинируются, образуя новые слова. Для дифференциации грамматических значений используются индикаторы, которые дают возмож- ность различать существительные, прилагательные, глаголы, наречия, катего- рии числа и времени. В зависимости от индикатора один и тот же символ чита- ется по-разному. Однако, Блисс-язык интересен, но мало доступен ребёнку с ограниченными возможностями усвоения языка. Можно предположить, что при расстройствах моторного уровня порождения речи ребёнок может овладеть этой коммуникативной системой. Однако, общаться с её помощью ребёнок сможет лишь при наличии коммуниканта, владеющего Блисс-языком. 5) Пиктограммы. Метод пиктограмм широко используется в развитых странах. Для коммуникации используются чёрно-белые изображения (пикто- граммы), замещающие слова. Первоначально изображения прикрепляются к соответствующим объектам аналогично начальным этапам обучения глухих глобальному чтению. Педагог в ситуативно-деловом общении с ребёнком ука- зывает на пиктограммы, сопоставляет их с реальными объектами и произносит их названия с несколько утрированной интонацией. Ребёнка стимулируют к адекватному показу пиктограмм. Пиктографические системы создаются с учётом лингвистических систем и среды проживания людей. Изображения подобраны таким образом, чтобы ре- бёнок мог выразить свои потребности, желания и эмоции с помощью одной карточки. 6) Коммуникационные, или лингвистические, доски. Метод использования коммуникационных досок был предложен для работы с детьми с церебральным параличом в Америке в 1960-х годах. Коммуникационные доски разрабатыва- ются индивидуально с учётом зрительных, двигательных, лингвистических, ин- теллектуальных возможностей ребёнка и его коммуникативных потребностей. Содержание досок определяется совместно с родителями ребёнка. По мере освоения навыков работы с доской содержание её меняется. Метод использования коммуникационных досок является эффективным средство самовыражения, которое снимает психологическое напряжение, воз- никающее у ребёнка и его родных. Однако, на наш взгляд, у этих методов есть существенные недостатки. Ре- зультативность использования знаковых систем, замещающих речь, может стать в прямую зависимость от качества изображения символов, их компонов- ки, однозначности интерпретации и т. д. Недостатком является так же и то, что данные методы относятся к сред- ствам функциональной коммуникации, работают больше на удовлетворение первейших потребностей ребёнка и не позволяет глубоко и полно раскрыть чувства и переживания ребёнка. Эти недостатки устраняются с использованием для коммуникации письменной речи.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=