Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки

84 Н. А. Степанова, кандидат психологических наук, доцент ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (Тула, Россия) Stepanova_na@inbox.ru ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕАРТИКУЛИРУЕМЫХ СРЕДСТВ ОБЩЕНИЯ ДЛЯ НЕГОВОРЯЩИХ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ Определённый процент детей рождается с такими психофизиологическими нарушениями, которые лишают ребёнка нормальной возможности овладения родным языком. Это делает их социально и психологически одинокими. По- этому, наиболее актуальной оказывается проблема самой примитивной комму- никации, благодаря которой ребёнок мог бы быть понятым кем-то ещё, кроме матери, которая «понимает» ребёнка на уровне обеспечения его первичных по- требностей. В последние годы в логопедической практике обнаруживается интерес к использованию так называемых невербальных средств или форм коммуника- ции. При этом обычно под невербальными средствами подразумевают различ- ные заменители произносимой речи. По данным И. А. Смирновой невербальные средства коммуникации можно разделить на: 1) естественные экспрессивные (мимика, улыбка, жесты, пантомима и т. д.); 2) искусственные экспрессивные (язык танца, африканский язык бараба- нов); 3) профессиональные (азбука Морзе, семафорная азбука, сигнализация фла- гами, языки программирования и т. д.); 4) специальные, или альтернативные [1]. К специальным средствам относятся средства общения людей, не способ- ных к обычной устной или письменной речи: дактиллирование и жесты глухих, язык слепоглухих, азбука Брайля и некоторые другие альтернативные средства, на которых остановимся ниже. Английский афазиолог М. Критчли предложил использовать выражение «неартикулируемые формы речи». Все средства альтернативного общения под- разделяются на две большие группы: безэлектронные неартикулируемые и спе- циальные электронные средства общения. Безэлектронные неартикулируемые средства общения в свою очередь под- разделяются на: 1) Общение посредством взгляда. Уровень общения посредством взгляда зависит от физических возможностей и необходимости в нём для данного ин- дивидуума. Это может быть единственное доступное человеку средство обще- ния, либо дополнение к другим средствам. При формировании общения по- средством взгляда как единственно доступного пациенту средства используют- ся различные приспособления. 2) Язык мимики и жестов. При достаточных моторных способностях мож- но пытаться обучать ребёнка жестовому языку глухих. Однако, обучение слы- шащих детей дактильной речи в любом случае, на наш взгляд, неоправданно. 3) Язык звуков основан на восприятии и выражении различного значения интонации при минимальном фонетическом исполнении. Чем более выражено

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=