Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки

82 Таким образом, данные нашего исследования, показали, что дети старшего дошкольного возраста со страбизмом и амблиопией общаются в основном со сверстниками своего пола (мальчики – с мальчиками, девочки – с девочками). Основные мотивировки при социометрическом выборе – дружеские отношения и интересная совместная деятельность им характерна трудность соотнесения вербального понятия с реальным предметом, его признаками и действиями, что обусловлено недостаточностью знаний детей с изучаемой возрастной группы о реальных явлениях, взаимосвязях и взаимоотношениях окружающего мира, обедненностью словарного запаса, «привязанностью» слова к конкретному предмету или образу. Отмечается наличие повышенной эмоциональной тре- вожности, связанной с неудовлетворительными условиями взаимодействия в социальной среде; отмечается бедность и однообразие экспрессивно- мимических средств общения, а их речь отличается бедным содержанием и лексико-грамматическим составом. Дети дорожат доверием взрослых, однако, при этом могут допускать срывы в своем поведении, часто происходящих по- мимо их воли и сознания без достаточного на то основания. Потом они с тру- дом приходят в себя и еще долго чувствуют неловкость, угнетенность, извиня- ются перед взрослыми (перед товарищами крайне редко), но, несмотря на это, срыв может повториться. Дети очень обидчивы, вспыльчивы. Со взрослыми они общаются больше и откровеннее, общение носит ситуативно-личностный характер, проявляется в потребности внимания, помощи, сотрудничества со стороны взрослых. Общение детей с окружающими носит мимолетный, по- верхностный характер. Неустойчивость и отсутствие глубины контактов тесно связаны с общей эмоциональной поверхностью и незрелостью: слабо развитой способностью к сопереживанию, импульсивностью, аффектной реакцией и не- адекватного выхода из конфликтной ситуации. Особенно обращает на себя внимание агрессивность по отношению к сверстникам, на фоне ярко выражен- ного стремления к общению с ними. У них не развиты адекватные формы об- щения со сверстниками. Дошкольники общаются со сверстниками в основном в играх, а также в связи с той деятельностью, которой они заняты. Как правило, они мало времени уделяют разговорам о чем-то не связанном с их сиюминут- ными занятиями. Общаются дети данной возрастной группы чаще попарно, редко в группах, которая очень непостоянна, в зависимости от дела или игры, при этом у них легко меняется настроение и привязанность. Нередко даже не- продолжительные контакты со сверстниками заканчиваются конфликтами. Таким образом, организованное исследование позволило проанализиро- вать уровень и состояние развития межличностного общения детей со сверст- никами, определить особенности развития коммуникативных умений, выявить основные проблемы в данном направлении. На основе полученных результатов считаем необходимым обратить вни- мание родителей на формирование коммуникативных навыков через чтение, беседы, игры, осуществлять информирование ребенка со зрительной деприва- цией о трудностях, которые могут вызвать затруднения при ориентировке в пространстве, акцентировать внимание на формировании позитивных свойств

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=