Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки

81 Е. А. Романова, студент факультета психологии ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (Тула, Россия) shpigowa07061997@gmail.com Т. В. Слюсарская, кандидат психологических наук, доцент ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (Тула, Россия) slusarskaya@mail.ru ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ В УСЛОВИЯХ СЕМЬИ Проблемой, интенсивно развивающейся в психологической науке и прак- тике последнее десятилетие, является проблема психологии обучения людей возможности познавать друг друга, иметь потенциал развития межкультурного взаимодействия, межличностного познания. Постепенно знания о феноменоло- гии, закономерностях и механизмах межличностного познания все чаще рас- ширяются. Многочисленные факты показывают, что отношения проявляются и формируются, как правило, в активном межличностном взаимодействии или общении. И, с другой стороны, отношения, которые существуют среди собе- седников, имеют достаточно характеристик этого процесса. Понятие «межличностное общение» в психологии – это процесс взаимно- го влияния людей друг на друга в процессе общения; сопряжение систем вза- имных воздействий. [1] Особенно роль межличностного общения возрастает для детей дошкольного возраста, так как оно является одним из необходимых условий формирования системы коммуникации и социализации ребенка. Недостаточная сформирован- ность дифференциации эмоциональных состояний и саморегуляции, адекватной оценки своего места в мире взрослых и, соответственно, недостаточное развитие коммуникативных способностей и возможностей является главной причиной трудностей взаимодействия, возникающих у детей дошкольного возраста со сверстниками (Т. В. Антонова, Л. Л. Баландина и др.). Особенно данная пробле- ма обостряется при организации психолого-педагогического сопровождения до- школьников со зрительной депривацией [2]. При исследовании межличностного общения была составлена диагности- ческая программа, в которую вошли следующие методики: Методика «Изуче- ние паралингвистических средств общения» (В. М. Минаева), Методика «Кар- тинка» (В. М. Минаева), Методика «Изучение эмоциональной системы отно- шений» (А. Бейлз, в модификации Д. М. Маллаева), Методика Эксперимен- тальная игра «Секрет» (Т. А. Репина, 5–7 лет), Методика «Капитан корабля» (О. Е. Смирнова, 5–7 лет). Диагностика проводилась в МБОУ ЦО № 29 г. Тулы. Диагностическое исследование проводилось с каждым ребенком индивидуаль- но, группу респондентов составили дошкольники шестого года жизни со стра- бизмом и амблиопией.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=