Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки

8 Е. В. Омельчанко, кандидат психологических наук, доцент ГОУ ВО МО «ГСГУ» (Коломна, Россия) omel.68@mail.ru ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ СЕМЬИ НА РАЗВИТИЕ ДЕТСКОГО ЭГОИЗМА Если спросить родителей, воспитателей и школьных учителей о том, при- ходилось ли им наблюдать эгоистов среди детей, то большинство опрашивае- мых ответит утвердительно. Развитие эгоизма, рост которого, к сожалению, наблюдается особенно в последнее время, и превращение его в доминирующую направленность личности, является сегодня актуальной проблемой для всей си- стемы образования. Анализ литературы показывает, что существенная роль в детском развитии отводится семье, так как это первая ближайшая среда, в которой растет ребенок. Внутренний строй семьи, начала, на которых она построена,– все это играет большую роль в развитии и формировании детского эгоизма. Но всегда ли истоки его возникновения в поведении ребёнка в первую очередь нужно искать в семье? Основным содержанием работ З. Фрейда выступает положение о том, что эгоизм рассматривается как врожденное свойство, изначально присущее челове- ку. Эгоизм является сущностью человеческой природы и главным принципом человеческих отношений [6]. Его нельзя искоренить, ибо он связан с самой при- родой, натурой человека и потому присущ ему с самого рождения до смерти. Семью З. Фрейд рассматривает как среду, где люди приобрели свои невро- тические конфликты. Ребенок рождается с «первичной самовлюбленностью», обусловленной тем, что его либидо направлено на него самого, и самовлюблен- ность как бы отделяет человека в начале жизни от окружающего мира, побуж- дая его заниматься только собой. «Ребенок абсолютно эгоистичен, он интен- сивно испытывает свои потребности и неудержимо стремится к их удовлетво- рению, особенно же против своих соперников, других детей и главным образом против своих братьев и сестер» [6, с. 192]. Желание ребенка, чтобы умерли его братья и сестры, З. Фрейд также объяснял эгоизмом, в силу которого ребенок «смотрит на своих братьев и сестер как на соперников» [6, с. 196]. А. Фрейд рассматривает становление ребенка в качестве представителя общества от «эгоизма к партнерству» [5, с.152]. По своей сущности маленький ребенок эгоцентричен. Этот факт невозможно изменить даже с помощью тер- пимого отношения со стороны старших детей в семье или любых усилий ма- тери, противостоящих этому. Поэтому в таком возрасте общественная жизнь (ясли, детское учреждение и т. п.) в лучшем случае терпимо переносится ре- бенком, но не оказывает влияние на его развитие. Лишь позже ребенок впер- вые приобретает способность участвовать в жизни братьев и сестер или полу- чать пользу от детского сада. Дальнейшее продвижение на пути к продолжи- тельной дружбе или вражде, совместной работе со старшими товарищами

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=