Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки

79 В связи с вышесказанным целесообразно включение семьи подростков с умственной отсталостью в систему психолого-педагогического сопровожде- ния безопасного поведения. Нами составлена модель психолого-педагогического сопровождения без- опасного поведения подростков с умственной отсталостью. В данную модель включены, помимо диагностической и коррекционно-развивающей работы, блок консультативной работы с семьями подростков с умственной отсталостью. В рамках указанной модели психолого-педагогического сопровождения составлена диагностическая программа, направленная на исследование без- опасного поведения подростков с интеллектуальной недостаточностью. В дан- ную программу вошли следующие методики: опросник Басса-Дарки, тест на тревожность Спилбергера-Ханина, методика «Склонность к виктимному пове- дению» О. О. Андрониковой, методика «Исследование волевой саморегуляции» А. В. Зверькова, Е. В. Эйдмана, шкала субъективного благополучия. В ходе исследования выявлены определенные психологические характери- стики, влияющие на показатели безопасного поведения подростков с умствен- ной отсталостью. К таким показателям относятся высокий уровень агрессивно- сти, личностной и ситуативной тревожности, склонность к виктимному поведе- нию, а также низкая волевая саморегуляция и низкий уровень субъективного благополучия. В связи с этим разработана коррекционно-развивающая программа, направленная на развитие психологических предпосылок безопасного поведе- ния у подростков с умственной отсталостью. С целью увеличения эффективности от реализации описанной программы в модель психолого-педагогического сопровождения включен консультативный блок работы с семьей подростков. В рамках данного блока родители/законные представители учащихся информируются в доступной форме о результатах ди- агностического обследования; получают оперативные сведения о содержании коррекционно-развивающей работы, успешности ее проведения, а также состо- янии психологического климата в коллективе учащихся; получают индивиду- альные рекомендации по поводу выстраивания взаимодействия с подростком в условиях семьи. Литература 1. Бойков, Д. И. Психологическое сопровождение процесса обучения детей с умственной отсталостью / Д. И. Бойков // Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: Программно-методические материалы; Под ред. И. М. Бгажноковой.– М.: ВЛАДОС, 2010. 2. Лобанова, А. В. Изучение факторов, обеспечивающих психологическую безопасность личности подростков / А. В. Лобанова, Л. С. Музыченко // Изв. ТулГУ.– Сер. Гуманитарные науки.– 2012.– № 2. 3. Платонова, С. В. Психолого-педагогическое сопровождение семьи ре- бенка с умственной отсталостью / С. В. Платонова, М. М. Прокопьева // Кон- цепт: Науч.-метод. электрон. журн.– 2017.– Т. 6.– С. 269–273.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=