Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки

78 М. С. Рогацкая, студент факультета психологии ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (Тула, Россия) tsputmargarita@gmail.com Н. А. Степанова, кандидат психологических наук, доцент ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (Тула, Россия) Stepanova_na@inbox.ru СПЕЦИФИКА СОДЕРЖАНИЯ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ В РАМКАХ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ Базой для формирования безопасного поведения являются индивидуаль- ные личностные характеристики субъекта, которые позволяют или не позволя- ют ему адекватно оценивать окружающую его ситуацию и выстраивать свое поведение оптимальным образом. А. В. Лобановой выявлены следующие психологические особенности под- ростков, определяющие их психологическую безопасность: низкие показатели социально-психологической адаптации, высокие показатели виктимности, не- эффективные способы реагирования на конфликт, непродуктивные копинг- стратегии совладания со стрессом, неконструктивные механизмы психологиче- ской защиты [2]. По мнению Н. А. Степановой, психологическая безопасность определяется такими личностными особенностями подростков, как саморегуляция, эмоцио- нальная уравновешенность, стрессоустойчивость, адекватная оценка ситуации, критичность и локус контроля [4]. По мнению Д. И. Бойкова [1], грамотное взаимодействие с родителями учащихся позволяет поднять эффективность процесса психолого-педагогичес- кого сопровождения на качественно более высокий уровень. Процессы воспитания и социализации ребенка начинаются в условиях се- мьи. Поэтому закономерно, что психологические предпосылки безопасного по- ведения подростков с умственной отсталостью также изначально закладывают- ся родителями и ближайшим окружением. Помимо этого, коррекционно- развивающая работа, направленная на формирование безопасного поведения, должна реализовываться не только в рамках школы, но и иметь закономерное продолжение в условиях семейного воспитания и взаимодействия членов семьи с подростком. Как указывают С. В. Платонова и М. М. Прокопьева [3] для семей, воспи- тывающих детей с умственной отсталостью, характерен ряд специфических проблем. Поэтому условия семейного воспитания подростков с умственной от- сталостью могут являться дополнительным фактором, влияющим на формиро- вание навыков безопасного поведения.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=