Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки

77 К числу актуальных, но все еще не исследованных проблем следует отне- сти проблему качественных особенностей развития общения старших до- школьников со зрительной депривации в виде страбизма и амблиопии. В насто- ящее время дети данной категории составляют наиболее многочисленную группу как старших дошкольников, так и учеников начальной школы (Е. А. Лапп, Л. И. Плаксина и др.). Базой нашего исследования стало Муниципальное бюджетное образова- тельное учреждение «Центр образования № 29» г. Тулы, дошкольное отделение «Радуга», комбинированного вида для детей с нарушением зрения. На диагностическом этапе исследования использовались стандартизован- ные тесты для детей дошкольного возраста с нормой зрения: методика «Выбери нужное лицо» (детский тест тревожности); методика «Какой Я?» (определение самооценки дошкольника, выделение ведущих качеств, на основе которых строится общение); методика «Определение понятий» (оценка уровня пред- ставлений о предметах, явлениях внешнего мира); методика «Картинка» (выяв- ление коммуникативной компетентности в общении со сверстниками); методи- ка «Придумай рассказ» (определение особенностей монологической речи и личностной оценки сюжетной основы повествования). Результаты диагностического этапа исследования показали, что у детей с нарушением зрения отмечаются трудности соотнесения вербального понятия с реальным предметом, его признаками и действиями, обедненность словарного запаса, «привязанность» слова к конкретному предмету или образу, отрица- тельное отношение детей с нарушениями зрения к эмоциогенным ситуациям общения и ожидание недоброжелательного отношения к ним. По развитию общения у детей с нарушениями зрения в семье, можно дать следующие рекомендации: чаще разговаривать с ребенком, интересоваться его проведенным днем в детском саду, все что вы делаете с ребенком, нужно про- говаривать. Например: («Сейчас мы будем готовить завтрак»); спокойным то- ном повторять им инструкции, просьбы и поручения, так как у детей с наруше- нием зрения неустойчиво внимание, ребенку предоставлять все наглядно. Со- вершайте экскурсии, прогулки, что б он ближе знакомился с предметами. Таким образом, у детей с нарушением зрения нужно развивать навыки об- щение постоянно, так как они не всегда могут проявлять интерес. Особенно это хорошо делать во время экскурсий, прогулок, рисования, так как ребенок может наглядно и тактильно увидеть или потрогать предмет. Помните, что именно се- мья является важнейшей сферой личностного развития ребенка. Литература 1. Доценко, Е. Л. Психология общения: Учеб. пособие / Е. Л. Доценко.– Тюмень: Изд-во Тюмен. гос. ун-та, 2011. 2. Жохов, В. П. Реабилитация детей, страдающих содружественным косо- глазием и амблиопией / В. П. Жохов, Л. И. Плаксина. – М.: Просвещение, 1999. 3. Плаксина, Л. И. Теоретические основы коррекционной работы в дет- ском саду для детей с нарушением зрения / Л. И. Плаксина. – М.: ГороД, 1998.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=