Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки

76 А. Е. Прыгунова, студент факультета психологии ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (Тула, Россия) aleksandra.prygunova@mail.ru Т. В. Слюсарская, кандидат психологических наук, доцент ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (Тула, Россия) slusarskaya@mail.ru ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ В УСЛОВИЯХ СЕМЬИ В семье изначально закладывается этикет общения. Жизненный путь чело- века пронизан контактами, общением с людьми, и обществом в целом. Необхо- димость общения является одной из важнейших потребностей человека; это ос- новное условие и основной путь человеческой жизни [1, с. 296]. Только в об- щении и в отношениях с другими людьми человек может чувствовать и пони- мать себя, находить свое место в мире. Особую значимость развитие общения несет семья. Общение является одним из наиболее важных компонентом в общем ум- ственном развития ребенка, этапы которого характеризуются конкретной соци- альной системой отношений между ребенком и другими людьми, куда ребенок входит уже с момента рождения. Под влиянием коммуникативного взаимодей- ствия происходит качественная перестройка психики ребенка, что приводит к изменению его взаимоотношений с людьми и окружающей реальностью в це- лом. Генезу развития общения у детей посвящено достаточно большое количе- ство научных трудов и публикаций (А. В. Запорожец, М. И. Лисина, А. А. Шу- стова) [2, с. 310]. Особую значимость общение приобретает у детей со зрительной деприва- цией и роль его развития возрастает, так как оно является одним из важных ка- налов компенсации зрительного дефекта начиная с ранних этапов развития ре- бенка. Как отмечают специалисты в области офтальмологии: Э. А. Аветисов, Л. А. Григорян, зрение в значительной степени влияет на развитие всех психи- ческих функций и в частности на общение, а которое в процессе социальной перцепции обобщает и передает информацию об особенностях характере и эмоциональном состоянии собеседника, неспособность же на расстоянии, ди- стантно , в следствие поврежденного анализатора, воспринимать мимические и пантомимические проявлений собеседника приводит к неадекватному вос- приятию его реальных характеристик и состояний, а также вызывает трудности формирования правильной мимики речи и интоннации. У детей, лишенных возможности дистантного восприятия окружающей действительности, пред- ставления о мимике, пантомимике, жестах очень непрочные, расплывчатые, что в значительной мере затрудняет весь процесс общения (М. И. Земцова, А. Г. Лит- вак, Р. А. Курбанов, Л. И. Плаксина [3, с. 262].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=