Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки

73 А. С. Никульчева, Государственное учреждение дополнительного образования Тульской области «Помощь» (Тула, Россия) Tapira15@yandex.ru Ю. М. Васина, кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (Тула, Россия) j_m_vasina@mail.ru ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ В ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ПАРАХ НА СНИЖЕНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «Семья – это социальная группа, в которой есть субъект (родитель) с опре- деленными характеристиками и объект влияния (ребенок), который так же наделен определенными свойствами» [2]. Для ребенка семья – это основная среда, в которой протекают условия его эмоционального, физического, интел- лектуального и развития психического. Отношения с родителями являются первой базой для развития ребенка. В современной семье наблюдается увеличение отчуждения между родите- лями и детьми, из-за этого дети, как самое слабое звено, не получают должного уровня любви и заботы, в семье возникают конфликты как из-за недостатка общения, так и из-за неумения, а часто и нежелания обеих сторон общаться. Это может спровоцировать развитие тревожности у ребенка [4]. Проблемой детско-родительских взаимоотношений занимались такие ученые как А.С. Спиваковская, которая занималась описанием и анализом стилей семей- ного воспитания [5], В. Н. Дружинин, изучавший типы детско-родительских ролей [2], А. Г. Шмелев и Т. М. Афанасьева, исследовавшие поведение детей и родите- лей, а также выделившие и описавшие типы отношений в семье [6]. Из этого сле- дует, что проблема изучения детско-родительских отношений представляет инте- рес для ученых, ведь именно этот тип взаимоотношений является одним из основ- ных источников получения ценной информации, которая может быть полезной при решении многих вопросов различной степени сложности [2]. При снижении тревожности ребенка в семье особенно важной является за- дача обеспечения ее членов недостающим им эмоциональным опытом – фор- мирование у них необходимого для решения семейной проблемы представле- ния о чувствах, мыслях и состояниях, о существовании которых они раньше не подозревали. Так же стоит отметить другие задачи по снижению тревожности у детей: – создание комфортной и безопасной атмосферы для выражения чувств и эмоций участников группы; – способствование осознанию внутреннего эмоционального состояния участников группы;

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=