Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки

69 в семье, а темпы умственного и волевого развития от того, как ребёнок ощущает себя в кругу семьи, насколько теплые у него отношения с родителями [3]. Теоретический анализ исследований вопросов роли семьи в повышении учебной мотивации детей с ЗПР показал, что напряженные отношения в семье могут стать одной из причин снижения учебной мотивации у ребёнка. Ведь не- которые родители пытаются реализовать в своём ребёнке все то, чего не смогли достичь сами, ориентируются на собственные интересы. Мотивация же к уче- нию находится в непосредственной связи с интересами ребёнка, которые долж- ны учитываться, а их игнорирование может стать следствием полного отсут- ствия у школьника мотивации учиться. Семья должна поддерживать положи- тельные интересы ребёнка, направлять их в нужное русло, а также, по возмож- ности помогать ребёнку в реализации этих интересов. Родители имеют возможность помочь своему ребёнку успешно обучаться, например, совместно выполняя с ним домашнее задание. В процессе выполне- ния домашнего задания родителям необходимо постараться создать обстановку, отличную от школьной. В первую очередь, занятия дома должны быть лишены той напряженности, которую ребёнок может испытывать в школе. Кроме того, родители дома не ставят оценок за проделанную работу, тем самым, создавая некую атмосферу свободы, спокойствия и защищенности, в которой ребёнок может учиться в ситуации поддержки [4]. Также, занятия дома с родителями могут осуществляться с учетом индиви- дуальных особенностей и работоспособности ребёнка. Например, ребёнок с ЗПР, в силу своего диагноза, способен удерживать внимание на учебных за- дачах лишь несколько минут (7–10), а затем отвлекается. В таком случае ребён- ку необходим пятиминутный перерыв, за который он восстановит свои силы, отдохнёт и будет готов продолжать занятие. В школе подобным образом под- строиться под каждого ребёнка и предусмотреть такие перерывы, возможности нет, поэтому семья должна постараться приложить все усилия для создания максимально комфортных условий для обучения ребёнка дома [5]. Таким образом, на основании всего вышесказанного можно сделать вывод, что семья является одним из главных факторов в формировании учебной моти- вации и программа по психологическому сопровождению учебной деятельно- сти младших школьников с ЗПР должна предусматривать психологическое просвещение родителей по рассматриваемой проблеме. Оценка эффективности такой программы и является целью нашего дальнейшего исследования. Литература 1. Грекова, В. А. Психология учебной мотивации обучающихся. Учебная мотивация: основные теории и подходы / В. А. Грекова // Северо-Кавказский психол. вестн.– № 6/3.– 2012.– С. 45–51. 2. Маркова, А. К. Формирование мотивации учения / А. К. Маркова.– М.: Просвещение, 1990. 3. Посысоева, Н. Н. Основы психологии семьи и семейного консультиро- вания: Учеб. пособие для вузов / Н. Н. Посысоева.– М.: Владос-пресс, 2004.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=