Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки

68 Е. В. Кучмий, студент факультета психологии ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (Тула, Россия) kuchmy.liza@yandex.ru А. А. Кацеро, кандидат психологических наук, доцент ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (Тула, Россия ) katsero@list.ru РОЛЬ СЕМЬИ В ПОВЫШЕНИИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В настоящее время особое внимание уделяется проблеме мотивации уче- ния. Важность её решения определяется тем, что мотивация учения представля- ет собой решающий фактор эффективности учебного процесса [1]. А. К. Мар- кова считает, что учебная мотивация – это психологическая реальность, кото- рая стоит за положительным отношением школьника к учению, а структурным компонентом учебной мотивации выступает учебный мотив как направлен- ность школьника на отдельные стороны учебной работы [3]. Диагностическое исследование учебной мотивации обучающихся в возрасте 9–11 лет с задержкой психического развития (ЗПР), проведенное нами в 2018– 2019 гг. строилось с использованием таких методик: «Оценка уровня школьной мотивации» (Н. Г. Лускановой); «Определение мотивов учения» (М. Р. Гинзбург); «Изучение мотивации обучения у младших школьников» (М. Р. Гинзбург); «Направленность на приобретение знаний»; (Е. П. Ильин, Н. А. Курдюкова); «Направленность на отметку» (Е. П. Ильин, Н. А. Курдюкова). Анализ результатов показал, что у 80 %учащихсяотмечается средний уро- вень мотивации учения; у 20 % учащихся – сниженный уровень, высокого уровня учебной мотивации выявлено не было. У 40 % обучающихся в учебной мотивации доминирует игровой мотив. При определении направленности учащихся на приобретение знаний, было отмечено, что 20 % учащихся– высокий уровень направленности на приобрете- ние знаний; 60 % – средний уровень; 20 % – низкий уровень. Изучение направ- ленности учащихся на отметку показало, что, 20 % детей имеет высокий уровень направленности на отметку; 20 % – средний уровень; 60 % – низкий уровень. Таким образом, можно утверждать, что у большинства младших школьников с задержкой психического развития недостаточно развита учебная мотивация: в учебной деятельности доминирует игровой мотив, учебная деятельность направ- лена на получение положительной отметки, а не приобретение знаний. Из этого следует, что данной категории детей необходима помощь в повышении уровня учебной мотивации. Психолого-педагогическая поддержка в этом случае предпола- гает как работу с ребенком, так и работу с семьей. Ведь одним из факторов в фор- мировании положительной мотивации учения выступает семья. Характер ребёнка и особенности его поведения во много зависят от детско-родительских отношений

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=