Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки

67 го и того же явления могут быть подобраны различные сравнения, характери- зующие разные его стороны. Так, одуванчик жёлтого цвета можно сравнить с луной, солнцем, цыпленком. Третий тип заданий может быть назван творче- ским, в них от ребенка требуется объяснить авторское название и придумать своё название для литературного произведения, мотивировав свой выбор. Очень важно после чтения произведения задавать детям вопросы о настроении персонажей и эмоциональном фоне произведения в целом с ориентацией на ав- торскую эмоционально-оценочную лексику и опорой на собственный опыт. Для сопоставления произведений на похожую тему следует читать детям два литературных произведения. В одном случае это могут быть тексты прозаи- ческий и стихотворный, язык которого имеет более выраженное лирическое начало, является более гибким и ярким, может в образной форме и через рифму и мелодику стихотворения выражать самые различные оттенки чувств. Во вто- ром случае сопоставлять можно рассказ и сказку, живая народная речь которой привлекает ребенка своей колоритностью, соответствует возрастным особенно- стям дошкольника и обогащает лексику ребёнка, помогая освоить образные средства языка. Детям следует предложить сравнить двух похожих персонажей или события, отраженные в двух произведениях. Такое задание будет способ- ствовать формированию умений вычленять средства художественной вырази- тельности, которыми каждый автор описывает своего персонажа или событие и понимать различие в настроении авторов и их отношение к явлениям, переда- ющееся через эти средства в каждом из произведений. Если дети смогут пра- вильно оценить авторское отношение и отраженные в произведении эмоцио- нальные переживания, им следует предложить выразить и своё отношение к пер- сонажу через свое сравнение, отличное от авторских в обоих текстах. В нашем исследовании у детей в основе сравнения наиболее часто лежала отвлеченная ас- социация (перевоплощение одного предмета в другой). Детям может быть дано задание на сравнение названий двух произведений и определение их зависимости от содержания текста с аргументацией своего мнения, а затем предложено изобра- зить в рисунках персонажей или событие из каждого произведения с установкой передать в рисунке, какие из них понравились больше и объяснить почему. Родители вместе с ребенком могут выполнить творческое задание – сочинить свой рассказ, записать его в альбом и нарисовать иллюстрации к нему. Такая совместная деятельность будет способствовать не только разви- тию образной речи ребенка, но оптимизации отношений в семье, созданию условий для полноценного речевого и эмоционального развития ребенка. Литература 1. Кокорева, О. И. Формирование основ читательской культуры в до- школьном возрасте / О. И. Кокорева, Ю. М. Васина // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого.– 2018.– 3–2 (27).– С. 164–175. 2. Кокорева, О. И. Роль семьи в развитии образной речи у детей среднего до- школьного возраста с ОНР посредством малых фольклорных жанров / О. И. Коко- рева, Е. Д. Котова // Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: Актуальные вопросы сопровождения и поддержки: Материалы IV Между- нар. науч-практ. конф.– Тула, 2018.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=