Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки

66 О. И. Кокорева, кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (Тула, Россия) oxiko@list.ru Н. О. Котова, студент факультета психологии ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (Тула, Россия) nataliakotova0399@gmail.com ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГОВОЗРАСТА С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В СЕМЬЕ Важным условием успешности коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи, является взаимодействие с семьей, привлечение роди- телей к осуществлению различных сторон педагогического процесса. Традицион- ное чтение детских книг в семье наряду с развлекательной и познавательной функ- циями может быть использовано для развития речи детей. Читая детям произведе- ния разных жанров, беседуя с ними по прочитанному родители могут решать зада- чи формирования у детей способности воспринимать тексты в единстве их содер- жания и художественной формы. Задавая вопросы по прочитанному с акцентом на средствах художественной выразительности, родители могут научить детей обра- щать внимание на образные слова и выражения и понимать их значение. Для этого эффективным приемом семейного чтения может быть знакомство детей с произведениями разных авторов и их сравнительный анализ. В этом слу- чае следует подбирать литературные произведения, которые достаточно близки по содержанию, но принадлежат к разным жанрам, а их содержание дает воз- можность сопоставлять героев не только на иллюстрациях, но и в плане словес- ной характеристики. Детям следует задавать вопросы, которые будут активизи- ровать желание выражать свои впечатления, передавать эмоциональное отноше- ние к персонажам с использованием образных средств и последующей передаче своих впечатлений через рисунки, иллюстрирующие прочитанный литературный текст и инсценировки его отдельных эпизодов с помощью пантомимы. Для того, чтобы дошкольники поняли смысл образных слов и выражений следует не только обращать на них внимание ребенка, но и давать задания, под- водящие его к пониманию скрытого в них значения. Так, в нашей эксперимен- тальной работе для разъяснения смысла выражения «золотые» руки родителям было рекомендовано вначале задать детям вопрос: «Что бывает золотым?», затем подвести дошкольников к пониманию того, что золото – это красивый драгоценный металл, а потом раскрыть переносное значение выражения – способность искусно выполнить любую сложную работу. Второй тип заданий ориентирован на подбор существительных к эпитету, сравнений к существи- тельному или прилагательному. Необходимо, чтобы дети поняли, что для одно-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=