Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки

65 телей требовалось самим соблюдать правила вежливости, в том числе и при обраще- нии к детям, использовать формулы речевого этикета разной степени развернутости. Для проведения эксперимента были выбраны методы приучения и поощ- рения, словесные и игровые методы. Обучение детей правилам речевого этике- та проходило в трех аспектах: обогащение речи детей формулами речевого эти- кета, типичными для ситуаций стандартизированного общения, обучение спо- собам развертывания употребляемых формул речевого этикета за счет обраще- ний и мотивировок и обучение детей проявлению доброжелательности посред- ствам мимики, жестов, интонации. Родители должны были обеспечить в семье целенаправленную организацию восприятия детьми речевого материала словесной вежливости в процессе повсе- дневной жизни и через чтение художественной литературы. Такое большое значе- ние уделялось созданию культурной языковой среды для того, чтобы дети могли подражать речи взрослых, что является одним из механизмов усвоения правил ре- чевого этикета. Для семейного чтения были рекомендованы главы из книги Л. П. Васильевой-Гангус «Азбука вежливости». Для побуждения дошкольников к многократному воспроизведению разных вариантов этикетных формул родите- лям было предложено использовать словесные и настольно-печатные игры. Перенос усвоенных способов поведения в реальную жизнь реализовывался через специально создаваемые и стихийно возникающие ситуации, стимулиру- ющие детей к словесному выражению вежливости. Активизация речевого ма- териала в повседневной жизни осуществлялась при обращении к детям с пору- чениями, в ходе выполнения которых они должны были взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. Результаты контрольного эксперимента показали, что дети довольно успешно усвоили правила речевого этикета во всех заданных ситуациях стан- дартизированного речевого общения. В итоговых срезах в речи детей была за- фиксирована значительно большая вариативность в употреблении формул и выражений речевого этикета по каждой включенной в эксперимент ситуации, чем на констатирующем этапе. Заметно выросло количество детей, овладевших умением развертывать формулы речевого этикета, и снизилась ситуативность использования доброжелательности в мимике и интонации. Литература 1. Кокорева, О. И. Психолого-педагогические условия формирования уме- ний речевого этикета у старших дошкольников в совместной деятельности с педагогом / О. И. Кокорева, Ю. М. Васина // Категория «социального» в со- временной педагогике и психологии: Материалы VII Всерос. науч-практ. конф. с дистанционным и междунар. участием.– Ульяновск, 2019. 2. Кокорева, О. И. Формирование педагогического взаимодействия семьи и образовательной организации в рамках коммуникативного подхода / О. И. Ко- корева, Ю. М. Васина // Форсайт образования: ценности, модели и технологии дидактической коммуникации XXI века.– Toronto, 2018. 3. Курочкина, И. Н. Этикет для детей и взрослых / И. Н. Курочкина.– М.: Академия, 2001.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=