Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки

64 О. И. Кокорева, кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (Тула, Россия) oxiko@list.ru Н. В. Анохина, студент факультета психологии ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (Тула, Россия) 79531927288@yandex.ru ФОРМИРОВАНИЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ УМЕНИЙ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА Усвоение способов культурного речевого взаимодействия является пред- посылкой социализации человека в определенной культурной среде. Поэтому обучение детей правилам речевого этикета можно назвать важной задачей ре- чевого и нравственного воспитания, а также воспитания культуры поведения. В научных трудах, связанных с культурой речевого общения, указывается на необходимость целенаправленной работы по усвоению правил речевого эти- кета детьми, сформулированы положения, рекомендации по методике обуче- ния, способствующие эффективному восприятию и воспроизведению речевого материала. Однако исследования, имеющие непосредственное отношение к се- мейному воспитанию детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР), почти не представлены. В современной семье обучению детей правилам речевого этикета уделяет- ся мало внимания. Кроме того, многие родители сами не владеют в достаточной мере умениями речевого этикета, что нарушает одно из главных условий его формирования – наличие культурно-языковой среды. Поэтому целью нашего исследования было определить психолого-педагогические условия усвоения правил речевого этикета детьми шестого года жизни с ОНР (третий уровень ре- чевого развития) в условиях семьи. Для изучения степени владения детьми умениями речевого этикета были проведены опрос родителей, наблюдение за общением детей с педагогом и сверстниками, беседы с детьми по предложенным ситуациям. Анализ результатов опроса родителей показал, что их собственная речь, особенно обращенная к детям, содержит мало речевых этикетных клише, роди- тели редко применяют в речи развернутые формулы речевого этикета, в повсе- дневном общении их речь не является для детей позитивным примером для подражания. В большинстве семей обучение детей речевому этикету сводится к ситуационным дисциплинарным указаниям. Для родителей, пожелавших принять участие в эксперименте, были проведены консультации и совместные с детьми беседы на этические темы. Им было рекомен- довано использовать для формирования умений речевого этикета различные есте- ственно возникающие в повседневной жизни и специально созданные ситуации. Особое внимание было обращено на создание культурно-языковой среды. От роди-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=