Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки

63 зрительного контроля. Они либо отказывались от выполнения задания, либо воспроизводили одно и то же выражение лица для всех эмоций. Полученные данные об уровне владения коммуникативными жестами детьми с задержкой психического развития позволили выявить наиболее часто встречающиеся ва- рианты жестикуляций, употребляемых детьми в качестве определенных значе- ний для передачи какой-либо информации. Дети с задержкой психического раз- вития лучше знали жесты, обозначающие согласие, указание и отрицание, пользовались жестами в случаях уточнения словесной информации, указания направления действия, т. е. в качестве вспомогательного средства для взаимо- действия со сверстниками. Дети с задержкой психического развития чувствуют себя беспомощными; гиперопека со стороны взрослых ведет к неприспособ- ленности к самостоятельной жизни в обществе, что обусловливает некритич- ность к себе и своему дефекту, ведет к недостаточному развитию способности осознания себя, контролировать свое эмоциональное поведение. Учитывая потенциал семьи по возможной оптимизации эмоциональной ре- гуляции мы считаем уместным предложить следующие рекомендации для ро- дителей: больше времени уделяйте ребенку, гуляйте с ним, активизируйте его игровую деятельность, поддерживайте положительный эмоциональный фон, читайте книги вместе, обсуждайте героев, анализируя их поступки, показывай- те значимость своей семьи, поддерживайте традиционные семейные праздники, учите сопереживать близким, пожилым людям, совместно находить выход из трудных ситуаций. Литература 1. Додонов, Б. И. Эмоция как ценность / Б. И. Додонов.– М.: Политиздат, 1978. 2. Изард, К. Э. Психология эмоций / К. Э. Изард.– СПб.: Питер, 2007. 3. Изотова, Е. И. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика / Е. И. Изо- това.– М.: Академия, 2004. 4. Ильин, Е. П. Эмоции и чувства / Е. П. Ильин.– СПб.: Питер, 2002. 5. Леонтьев, А. Н. Потребности, мотивы и эмоции / А. Н. Леонтьев.– М., 1971.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=