Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки

62 го начала до самого конца в качестве важнейшего момента, проделывают слож- ный путь, изменяясь с каждой новой ступенью построения личности. [5] По- этому, чем раньше выявляются нарушения в развитии эмоциональной регуля- ции поведения ребенка с задержкой психического развития, тем сильнее воз- можность повлиять на развитие высших эмоциональных проявлений. Диагно- стика является первым шагом в организации коррекционной помощи, последу- ющим шагом является подбор форм, методов, программ развития эмоциональ- ной регуляции поведения детей. Актуальность проблемы эмоционального разви- тия у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития заключается в малой разработанности теории и необходимости для практики. Исследование нашей проблемы мы осуществляли на базе Государственного об- разовательного учреждения Тульской области «Тульская школа для обучающихся с ОВЗ № 4». Психодиагностическое исследование осуществлялось с детьми семи лет. Для отобранных респондентов с целью выявления наличного уровня эмоцио- нального поведения был подобран диагностический инструментарий включающий следующие методики: Т. Д. Марцинковская «Рисунок самого красивого и самого не- красивого»; В. Амен, М. Дорки «Выбери нужное лицо»; А. Л. Венгер, Т. Д. Марцин- ковская, модификация Е. В. Никифоровой «Оцени поведение», Е. И. Изотова «Эмо- циональная пиктограмма»; Е. И. Изотова [3] «Эмоциональная Идентификация». Результаты нашего исследования показали, что большая часть детей с за- держкой психического развития имеет не низкий уровень социализации, харак- теризуемый недостатком эмоциональности, где общий эмоциональный фон определяет тревожное состояние, отмечается не достаточный, сниженный уро- вень адекватности кодирования и вербализации эмоций различной модально- сти. Задержка психического развития негативно влияет на формирование у де- тей положительного эмоционального опыта. Результаты диагностики показали, что в большинстве случае при оценке сложных эмоциональных состояний, они бросают беглый взгляд на изображение, не замечая особой выразительной ми- мики на образце, затрудняясь дать правильный ответ, требуются уточняющие вопросы, активная помощь педагога для выяснения истины на образце, уточ- няющие вопросы помогают впоследствии самостоятельно изобразить эмоции собственной мимикой, и правильно обосновать после этого свой ответ. В про- цессе работы у детей с задержкой психического развития наблюдалось ранее утомление, она отвлекались на посторонние шумы, звуки; в единичных случаях теряли интерес к процессу диагностики. Некоторые дети младшего школьного возраста в разговоре были скованны, напряжены, говорили очень тихо, что сви- детельствовало о их смущении и робости. Многие испытуемые отвечали на по- ставленный вопрос не сразу, часто прибегали к помощи жестов, давали в ос- новном нераспространенные ответы. Большинство детей младшего школьного возраста с ЗПР лучше всего вос- производило эмоцию радости, спокойствия, злости. Остальные эмоции оказа- лись затруднительными для воспроизведения. Дети младшего школьного воз- раста выделяли только один мимический элемент (глаза, реже губы) и с его по- мощью пытались отразить нужную эмоцию. При воспроизведении заданных мимических состояний дети практически не пользовались зеркалом с целью

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=