Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки

61 Е. В. Кобозева, студент факультета психологии ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (Тула, Россия) EvgeniyaKabzik@yandex.ru Т. В. Слюсарская, кандидат психологических наук, доцент ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (Тула, Россия) slusarskaya@mail.ru ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ В ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Проблемы современной семьи ее эмоциональное благополучие находится в неразрывной связи с условиями жизни и быта, в которых она существует, со- блюдениями семейных традиций, отношениями между супругами, детьми и их близкими. Семейное благополучие – это не только материальное положение в обществе, но и физическое, психическое и душевное здоровье всех ее членов. Проблема семейного и эмоционального благополучия обостряется если в семье рождается ребенок с ограниченными возможностями здоровья, статистические данные говорят о том, что значительно повысился процент семей воспитываю- щих детей с задержкой психического развития (ЗПР). Одной из важных про- блем в данном случае встает вопрос об оптимизации и возможном влиянии на эмоциональную регуляцию ребенка с ЗПР. Признано (К. Э. Изард [2], Е. П. Иль- ин [4]), что эмоции выражают отношение человека к окружающему, к самому себе, к тому, что с ним происходит в форме чувств, эмоциональных отношений, являясь важными характеристиками личности. Эмоции непосредственно связа- ны с мотивами, потребностями, являясь внутренним регулятором деятельности, они побуждают человека к активности, стимулируют и регулируют эту актив- ность. Эмоции оказываются в состоянии устанавливать взаимосвязи с ходом событий, в которых участвует человек, управлять его деятельностью, направ- ленной на удовлетворение потребностей и течением внутренних, жизненно важных процессов в организме. Эта связь может носить отрицательный или по- ложительный характер. Эмоции – филогенетический механизм, который является связующим звеном всех психологических и физиологических процессов в человеке [1]. Эмоции охва- тывают все тело, они создают непосредственную интеграцию (объединение в це- лое) всех функций организма, служат абсолютным сигналом и символизируют по- лезное или вредное воздействие на организм, все функции организма санкциони- руются или отклоняются в соответствии с эмоциональным состоянием (Б. И. Додо- нов, К. Э. Изард, Е. П. Ильин и другие). Эмоции часто представляют, как особую сферу личности, как сложную систему реагирования, постепенно формирующуюся в онтогенезе. По мнению А. Н. Леонтьева, эмоции, участвуют в процессе психического развития от само-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=