Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки

59 те его в руки ребенка для обследования, покажите и расскажите для чего он предназначен. Так же повторяйте по несколько раз обращенные к ребенку слова, прось- бы, поручения. Так как, детям с нарушением зрения свойственно неустойчивое внимание. Учите ориентироваться ребенка в пространстве. У детей с наруше- нием зрения развитие пространственной ориентировки протекает замедленнее и с значительными трудностями. Это связано с ограничением зрительной ин- формации об окружающем, а так же не умение пользоваться сохранными ана- лизаторами при ориентировке в пространстве. Учите ребёнка ориентироваться на собственном теле, показывать и называть части тела, их пространственное расположение (голова вверху, руки вверху туловища по бокам, ноги внизу и т. д.). Знакомьте с направлениями пространства от себя (справа, слева, впере- ди, позади и т. д.). Развивайте способность ориентироваться на плоскости сто- ла, на листе бумаги. Ребёнку надо объяснить: «Всё, что находиться на столе, около правой руки – справа от него, а то, что находиться около левой рук – сле- ва». На первом этапе обучения можно надеть на правую руку ребёнка браслет, колечко или что-то другое, которое будет являться для него ориентиром. Вос- питывайте у ребёнка привычку выполнять различные действий в определённом порядке, формируя алгоритм выполнения практических действий. Обязательно поддерживайте ребенка ласковыми словами, положительно оценивайте то, что он делает. (Например, «Ты очень старался, молодец!»). это поможет нереши- тельному ребенку успешно выполнить то, что вы от него требуйте. Необходимо правильно научить ребенка называть окружающие предметы и действия с ни- ми, четко проговаривайте слова, грамотно строить фразы. Учите правильно вы- ражать интонацию в соответствии с настроением ребенка. Учите исследовать окружающие предметы с помощью осязания. Обращайте внимание ребенка на форму, цвету, материал, величину, строение предмета. Обращайте внимание ребёнка на окружающие звуки, шумы, учите разли- чать их по силе, направлению. Упражняйте в передвижении в пространстве, ориентируясь на звуковые сигналы, для этого играйте в подвижные игры, например, «Жмурки». И конечно, не забывайте о играх, развивающие интеллект ребенка. Под ин- теллектуальным развитием ребенка с нарушением зрения подразумеваются определенные знания об окружающем мире, предметах и явлениях [5]. Чем большим количеством разнообразных практических навыков овладеет ребёнок с нарушением зрения в дошкольном возрасте, тем легче ему будет адаптироваться к условиям дальнейшей самостоятельной жизни. Литература 1. Ананьев, Б. Г. Психология чувственного познания / Б. Г. Ананьев.– М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. 2. Выготский, Л. С. Проблемы дефектологии / Л. С. Выготский.– М.: Про- свещение, 1995.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=