Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки

58 С целью выявления уровня развития наглядно – образного мышления у старших дошкольников с нарушением зрения, было проведено на базе МДОУ «Детского сада комбинированного вида № 25» города Щекино. Всего в исследовании приняло участие 6 детей: обследуемою группу со- ставили 6 детей с нарушением зрения (3 девочки и 3 мальчика) в возрасте от 6 до 7 лет. Диагностика по выбранным нами методикам проводилась в индивиду- альном порядке, в соответствии с СанПиН 2.4.1.1249-03 продолжительность за- нятий была не более 25 минут [6]. Диагностика дошкольников, имеющих нарушения зрения, предусматри- вает использование достаточного специфического инструментария опирающе- гося на ряд принципов, описанных в научных трудах известных психологов (Л. С. Выготский, С. Д. Забрамная, В. И. Лубовский.). Экспериментальное ис- следование включало в себя следующие этапы: Первым этапом эксперимен- тальной работы является констатирующий эксперимент, цель которого- выявление особенностей развития наглядно-образного мышления у старших дошкольников с нарушением зрения. Второй этап – аналитический, обработка полученных результатов. Третий этап – итоговый. Интерпретация полученных данных, оформление результатов исследования. Для диагностики наглядно – образного мышления у старших дошкольни- ков с нарушением зрения использовались следующие методики: «Составление целого из частей» (С. Д. Забрамная), «Последовательные картинки» (С. Д. Забрамная), «Найди время года» (Р. С. Немов), «Исключение неподходящей картинки» (С. Д. Забрамная), «Установление закономерностей» (С. Д. Забрамная) [4]. Диагностика наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста с нарушениями зрения на констатирующем этапе эксперимента позволила вы- явить особенности, которые заключаются в недостаточной сформированности следующих показателей: способности к аналитико-синтетической деятельности в зрительно воспринимаемых объектах; способности к воссозданию целого на основе зрительного соотнесения частей; способности устанавливать причинно- следственные зависимости в наглядной ситуации, делать обобщения. Диагностическое исследование позволило выявить реальный уровень и особенности наглядно-образного мышления у старших дошкольников с нару- шениями зрения, которые заключаются в недостаточной сформированности следующих показателей: способности к аналитико-синтетической деятельности в зрительно воспринимаемых объектах; способности к воссозданию целого на основе зрительного соотнесения частей; способности устанавливать причинно- следственные зависимости в наглядной ситуации, делать обобщения. Нами были предложены следующие мероприятия по развитию дошколь- ников со зрительной нозологией в семье: больше разговаривайте со своим ре- бенком, рассказывайте ему что вы в данный момент делаете. Важно следить за тем, чтобы каждое ваше слово, действие было связано с каким-то предметом или явлением окружающей действительности, которые можно наглядно пока- зать ребенку. Например, назовите предмет, которые используются в быту, дай-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=