Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки

57 А. В. Кирякина, студент факультета психологии ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (Тула, Россия) kiryakina.anna@yandex.ru Т. В. Слюсарская, кандидат психологических наук, доцент ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (Тула, Россия) slusarskaya@mail.ru РАЗВИТИЕ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ В УСЛОВИЯХ СЕМЬИ Семья – это базовая ячейка общества. Роль семьи имеет особое значение в воспитании ребёнка с нарушенным зрением. Эмоциональное общение с родителями, их ласковое, доброжелательное отношение и поддержка необычайно важны для ребёнка имеющего нарушения зрения. Но не стоит чрезмерно опекать ребёнка, исполнять любое его желание. Это может привести к тому, что ребёнок вырастет эгоцентричным, неприспо- собленным к жизни, полностью зависимым от окружающих. Когда же возмож- ности ребёнка переоцениваются, к нему предъявляются завышенные требова- ния, которые он не в состоянии выполнить – результат аналогичен предыдуще- му: ребёнок становится беспомощным даже в самых несложных жизненных си- туациях. Особое место в детско- родительских отношения отводится родителям воспитывающим детей со зрительной депривацией[5]. Зрение дает человеку возможность получать богатую информацию о внеш- нем мире. Жизнь ребенка сопряжена с бесконечным восприятием окружающего мира и взаимодействием с ним. Любое нарушение зрительных функций затруд- няет этот процесс [1]. Выявление качественных методов диагностики наглядно – образного мышления у старших дошкольников, является актуальной проблемой совре- менной тифлопсихологии, которая постоянно развивается, возникает необхо- димость поиска новых путей и средств получения достоверной информации об особенностях психики лиц со зрительной депривацией. Вопросам наглядно – образного мышления у дошкольников посвящены научные исследования таких ученых как Н. Н. Поддъякова, А. Н. Леонтьева (де- ятельностная теория мышления); Д. Б. Эльконина, Л. С. Выготского, Л. С. Саха- рова (взаимосвязь мышления и речи, образование конкретных понятий); В. В. Да- выдова, П. Я. Гальперина (теория формирования умственных действий); А. В. За- порожца, Л. А. Венгера, В. С. Мухиной, Л. Ф. Обуховой (развитие детского мышления) [2]. В. П. Ермаков, Г. А. Якунин, А. Ф. Самойлов, в своих работах, выявили, что мышление у дошкольников с нарушением зрения формируется по тем же основным закономерностям, что и у нормально видящих, но имеет своеобраз- ные особенности [3].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=