Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки

55 Результаты, полученные в ходе проведенного исследования, позволяют сделать следующие выводы: у 70 % детей наблюдается значительная выражен- ность агрессивного поведения и высокий уровень агрессии, частота агрессив- ных проявлений в общении высокая. Вербальная агрессия является наиболее развитой формой. Такие дети характеризуются слабой осознанностью своих действий и плохо переносят критику. В условиях совместной деятельности вместе с родителями агрессивные дети проявляют меньший интерес к работе других участников общения. Дети, которые имеют низкий уровень агрессии, часто уступают свои предметы партнёру. Полученные эмпирическим путем данные поставили перед нами задачу поиска путей преодоления выявленной проблемы. Анализ теоретических под- ходов и опыта практических исследований показал, что значительную роль в как в формировании неконструктивной агрессивности, так и в развитии адап- тивного поведения ребёнка с ЗПР играет семья. Р. Уолтерс и А. Бандура в своих исследованиях взаимосвязи семейного воспитания и агрессии выделили, что важным критерием развития агрессивных проявлений является фрустрация, которая возникает при отсутствии любви ро- дителей [5]. А. И. Захаров выделяет следующие характеристики семейного вос- питания, обуславливающего агрессивность/доброжелательность ребенка: ин- тенсивность эмоциональных контактов, параметры контроля; последователь- ность-непоследовательность; аффективная устойчивость – аффективная не- устойчивость; тревожность – спокойствие [4]. Изучение зависимости между стилем семейного воспитания и агрессивным поведением у детей сосредоточи- лось на контроле родителей поведения детей и строгости наказаний. Родители, которые используют физические наказания, в сущности, могут оказаться для тех примером агрессивности. Чем меньше возраст, тем больше риск неблаго- приятного влияния деструктивного семейного фактора [7]. Исследователи отме- чают, что попытки контролировать агрессивные проявления с помощью суровых наказаний могут содействовать агрессивному поведению. А. С. Макаренко назы- вал это состояние «выталкиванием из общих рядов», так как наказание является средством задержки отрицательных побуждений [3]. Дети будут оказывать со- противление родителям, если они будут их слишком часто наказывать. В том случае, когда наказание очень огорчает детей, они вычеркивают из памяти при- чины, спровоцировавшие такого рода действия. Нередко, используя агрессию, ребенок добивается своих целей, управляя окружающими. Со временем агрессия начинает использоваться как способы получения желаемого результата. Следовательно, в снижении агрессивности ребёнка с ЗПР, формирования у него поведенческих навыков конструктивного взаимодействия с окружающи- ми важным фактором остается по-прежнему окружение в семье ребёнка любо- вью, заботой и вниманием, вне зависимости от того, какой он в данный момент; главной предпосылкой для предупреждения агрессивности является воспитание на принципах сотрудничества.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=