Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки

54 В. А. Калганова, студент факультета психологии ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (Тула, Россия) vika.karcheva@mail.ru А. А. Кацеро, кандидат психологических наук, доцент ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (Тула, Россия) katsero@list.ru СЕМЬЯ КАК ФАКТОР СНИЖЕНИЯ АГРЕССИВНОСТИ РЕБЁНКА Проблема агрессивных проявлений в поведении младших школьников чрезвычайно актуальна для современного общества. Личность ребёнка форми- руется не сама по себе, а в окружающей его среде. Дети получают сведения об агрессивных проявлениях из семьи, из общения со сверстниками, а также из средств массовой информации [1]. Формирование поведения, в котором присутствуют агрессивные проявле- ния у младших школьников, будет происходить под действием непосредствен- ного примера со стороны взрослых. У ребенка агрессивные проявления могут проявляться из-за потребности привлечь внимание, из-за неспособности кон- тролировать свое поведение и собственные эмоции. Это характерно как для нормально развивающихся детей, так и для имеющих задержку психического развития [2]. Значение внутрисемейных отношений в развитии ребёнка определяется тем, что они являются особой формой социальных отношений. Семья всегда считалась первым социальным миром ребёнка, в котором он осваивает навыки межличностного общения и поведения. Непосредственно в семье ребёнок про- ходит первичную социализацию. Реакция родителей на неверное поведение ре- бенка, характер отношений с братьями, сёстрами – это те факторы, которые обуславливают агрессивное поведение ребёнка в семье и за пределами её. А также неспособность родителей контролировать собственные эмоции, из- лишняя опека, лимитирование самостоятельности и свободы – всё это активи- зирует агрессивные проявления в поведении детей. В условиях неправильного воспитания такая черта личности ребёнка как агрессивность может закрепиться и впоследствии перерасти в устойчивую черту личности [3, 6]. Для того чтобы выявить особенности и уровень агрессивных проявлений в межличностных отношениях у младших школьников с задержкой психического развития было проведено диагностическое исследование. Испытуемые – дети с задержкой психического развития в возрасте 9–11 лет (учащиеся 1 и 2 класса). Диагностическая программа включала: методику «Кактус» (М. А. Панфиловой); методику «Агрессивное поведение» (Е. П. Ильина, П. А. Ковалева); тест агрес- сивности (опросник Л. Г. Почебут). Для установления характера взаимоотно- шений детей с родителями были использованы беседа, анкетирование.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=