Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки

53 комплекс нескольких методик по сновой оценке существено уровня усложнение развития отражения зрительного каждая восприятия разнобрази М. М. отрывай Безруких, [1] позволивший выявить специфику развития одним компо- нентов Задачи зрительного событиях восприятия знает дошкольников со зрительной депривацией. Ка- чественный анализ полученных результатов показал, что около 27,5 % до- школьников, принимавших участие в нашем исследовании, могли выделять и узнавать образец, расположенный нетипично. Восприятие пространственных отношений предметов не вызывает затруднений. Правильно рисуют фигуру по точкам на основе образца без исправлений, выполненные рисунки характери- зуются графической точностью. Большинство старших дошкольников с нару- шением зрения (52,5 %) показали средний уровень развития зрительного вос- приятия. Дети испытывали трудности при выделении фигуры из «зашумленно- го» рисунка: не узнавали при изменении пространственного расположения, наложении. Контур фигур обводился частично. Отмечались сложности при установлении пространственных отношений изображений в группе. Восстанов- ленные элементы изображений незначительно отличались от образцов по раз- меру и пространственному расположению. Наблюдается недостаточное разви- тие зрительно-моторной координации. Дошкольники изображали линии с не- большими разрывами, разветвлениями, немногочисленными обводками . 20 % дошкольников с нарушением зрения (низкий уровень) допускали большое ко- личество ошибок при выделении фигуры из «зашумленного» рисунка, не могли найти заданную фигуру при изменении ее пространственного расположения. Отмечались замены фигур близкими по начертанию. Наблюдались многочис- ленные замены знаков, имеющих свойство зеркальности. На основе полученных результатов считаем необходимым дать рекоменда- ции родителям воспитывающим детей со зрительной нозологией, касающихся ор- ганизации работы по развитию зрительного восприятия: как можно чаще исполь- зовать дидактические упражнения и игры по развитию данного процесса, Мы предлагаем использовать такие игры и упражнения как «Дорисуй по точкам, циф- рам», «Предметы и контуры», « Скопируй фигуру», « Какие картинки спрята- лись?» и др, при этом следует обращать внимание на создание рабочей учебной зоны для ребенка дома, подбирать оптимальное время для игр и занятий, создавая оптимальное чувство эмоциональной успешности в достижении результатов. Детям легче и интереснее рисовать те предметы, которые доступны, из- вестны и понятны. Следует помнить о систематичности, системности, целена- правленности занятий, и результат несомненно будет. Литература 1. Безруких, М. М. Методика комплексной диагностики зрительного вос- приятия у детей 5–7 лет / М. М. Безруких, Л. В. Морозова.– Ульяновск, 1994. 2. Каплан, А. И. Детская слепота. Цветовое остаточное зрение / А. И. Кап- лан.– М.: НИИ дефектологии АПН СССР; Педагогика, 1979. 3. Леонтьев, А. Н. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст. / Под ред. А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца.– М.: Междунар. образователь- ный и психол. колледж, 1995.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=