Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки

52 А. К. Ивлиева, студент факультета психологии ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (Тула, Россия) lina.ivlieva2018@yandex.ru Т. В. Слюсарская кандидат психологических наук, доцент ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (Тула, Россия) slusarskaya@mail.ru РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ В УСЛОВИЯХ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ Семья является одним из важнейших институтов воспитания ребенка, имен- но в семье формируются, развиваются и совершенствуются основные психиче- ские процессы, закладываются нравственные нормы, воспитывается личность. Особую значимость семья приобретает в случае рождения ребенка с отклонением в развитии. Техническое и социально-экономическое развитие общества диктует потребность и необходимость активизации общественных и образовательных структур в поиске новых подходов и разработки технологий способствующих ре- шению проблем воспитания родителями детей с ограниченными возможностями здоровья. Достаточно остро семейные проблемы лежат в плоскости воспитания детей со зрительной депривацией, где основу проблемы составляет вопрос фор- мирования и развития компенсаторных психических процессов. Как отмечают Б. Г. Ананьев, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, основой ориентировки любого человека в окружающем мире, познавательной и трудо- вой деятельности составляет восприятие. Авторы достаточно внимательно по- дошли к проблеме изучения процесса восприятия, подробно описали типы свойства восприятия в зависимости от иерархии задействованных анализато- ров: зрительное или перцептивное, слуховое или аудиальное и др. [3]. А. И. Каплан [2] подмечает, что депривация перцептивной сферы снижает ко- личество и качество получаемой из вне с помощью зрения информации, наклады- вает специфический отпечаток на способы и формы общения в том числе и меж- личностного, затрудняет формирование запаса эталонов окружающего мира в том числе и сенсорных, формируемы с помощью зрения. Несмотря на имеющиеся в коррекционной психологии исследования, по- священные особенностям психического развития детей с нарушением зрения (В. З. Денискина, Т. Н. Никольская, Е. В. Островская, Л. И. Плаксина, Н. Г. Хо- пренинова и другие), остаются недостаточно изученными особенности форми- рования их перцептивной деятельности в старшем дошкольном возрасте, во- просы выявления специфики различных типов восприятия в сравнении с дру- гими формами дизонтогенеза. Наше исследование осуществлялось в МКДОУ «Детский сад комбиниро- ванного вида № 20» г. Новомосковска. Были продиагностированы старшие до- школьники со зрительной нозологией. В диагностическую программу вошел

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=