Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки
49 И. В. Зязева, студент факультета психологии ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (Тула, Россия) zuazewairma98@mail.ru Т. В. Слюсарская, кандидат психологических наук, доцент ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (Тула, Россия) slusarskaya@mail.ru РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ В УСЛОВИЯХ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ Особый механизм, который постоянно работает – это человеческий разум. Разум находится в постоянной обработке новой информации, когда человек со- вершает различные действия. Наступает момент, когда новая информация не поступает в мозг, не требуется решение новых задач – появляется время для «отдыха», тогда в работу включается воображение. Благодаря воображению ре- бенок дошкольного возраста может реализовать имеющиеся способности, найти свое место в мире [2]. Воображение – это способность представлять отсутствующий или реально не существующий объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулиро- вать им (Р. С. Немов) [4]. Наиболее ярким периодом развития воображения можно считать период от старшего дошкольного возраста до 12 лет. Особенно важно в это время способ- ствовать развитию этого процесса психики ребенка, так как дальше это делать будет сложнее. Воображение помогает человеку предвидеть результаты своих действий и поступков, оценить предстоящий ход событий. Дети, которым в развитии воображения не уделялось должного внимания, как правило, не спо- собны фантазировать самостоятельно. У таких детей не возникает интереса и потребности к творческой деятельности, они не могут мыслить креативно, особенно если это касается отвлеченных тем [1]. Определенные ограничения на развитие воображения у детей дошкольного возраста накладывают проблемы со зрением, по крайней мере алгоритм, по ко- торому это принято делать в случае со здоровыми детьми, нарушается. До- школьникам, которые имеют слабое зрение, работать над комбинированием об- разов сложнее, потому что их образы получаются неточными, без четких очер- таний, поэтому и в воображении они возникают далекими от реальности, не- корректными [3]. Изучению процесса воображения посвящены работы многих педагогов и психологов, таких как: О. В. Боровика, Л. С. Выготского, О. М. Дьяченко, B. C. Мухиной, Р. С. Немова, и других. Исследованиями воображения у детей с нарушениями зрения занимались: А. Г. Литвак, Л. И. Плаксина, Л. И. Солнцева, В. М. Сорокин и другие ученые.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=