Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки

48 ственников), что нарушает структуру семейных взаимоотношений и может приве- сти к хроническому неудовлетворению ее членов, даже к распаду семьи. Кроме этого, родители часто не имеют никакого представления об этом сложном явле- нии и его проявлениях, а обращение к психологу, тем более к психиатру пугает. Выделяют следующие типы семей с ребенком с РАС: не замечающие или приспособившиеся к проблеме; «отвергающие» проблему; «принявшие» бо- лезнь ребенка как полную (психиатрическую) инвалидизацию. Сопровождающие такие семьи последствия-симптомы: стрессы, депрес- сия, страх перед будущим; противоречивость, непоследовательность в поведе- нии по отношению к ребенку; разногласия и споры членов семьи; социальная самоизоляция семьи; зависимость от ребенка, снижение социального и профес- сионального статуса и т. п. Ситуация обостряется, когда родители детей с диагнозом РАС, сталкива- ются с проблемой поиска профессиональной помощи своим детям. В нашей стране на данный момент отсутствуют государственные центры коррекции РАС, которые системно описали и определили этот диагноз, объеди- нив в себе все направления компенсации РАС. Как правило, свою помощь пред- лагают коммерческие центры, общественные благотворительные фонды, обще- ственные организации родителей-инвалидов. Все эти формы либо с психолого- педагогической ориентацией, либо к ним присоединяются врачи узкой профес- сиональной направленности – в основном неврологи, иногда и психиатры. Организация работы с родителями ребенка с РАС должна строится на сле- дующих правилах: «принимать» ребенка и исходить из его интересов; обеспе- чить комфортную обстановку для общения и обучения; строго придерживаться определенного режима и ритма жизни ребенка; соблюдать принцип единства медицинских и психолого-педагогических воздействий. Объединение всех принципов для сотрудничества с семьей и единство тре- бований, предъявляемых ребенку, создадут предпосылки для позитивных изме- нений и в его развитии, и во взаимоотношениях. В первую очередь индивиду- альная и групповая работа должна создавать у родителей адекватный образ ре- бенка и объединять ресурсы семьи. Литература 1. Васильева, М. Аутизм как метаболическая проблема [Электронный ре- сурс] / М. Васильева // Группа «Аутизм – принятие, помощь, коррекция».– URL: http://www.autismnet.ru/subpage.html (дата обращения: 24.01.2019). 2. Высотина, Т. Н. Проблема родительского отношения к детям со сложными нарушениями развития (аутизм с умственной отсталостью) в отечественной и зару- бежной литературе [Электронный ресурс] / Т. Н. Высотина // Психология, социология и педагогика: Электрон. науч.-практ. журн.– 2012.– № 12. 3. Железнякова, М. Е. Интернет-сообщества как интеллектуальная и эмоцио- нальная площадка для родителей детей с РАС / М. Е. Железнякова, Л. В. Орлова // Прикладная психология на службе развивающейся личности: Сб.; Под общ. ред. Р. В. Ершовой.– Коломна, 2019.– С. 65–69.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=