Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки

47 М. Е. Железнякова, кандидат психологических наук, доцент ГОУ ВО МО «ГСГУ» (Коломна, Россия) Л. В. Орлова, кандидат психологических наук, доцент ГОУ ВО МО «ГСГУ» (Коломна, Россия) OrlovaL.00@mail.ru ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙ С РЕБЕНКОМ С РАС Аутизм или РАС (расстройство аутистического спектра) как диагноз существу- ет не так давно. В последние годы не только профессионалы, но и СМИ говорят об «эпидемии» аутизма. Аутичные черты регистрируются и в России, и за рубежом у одного из восьмидесяти детей. По данным Американских центров по контролю и предотвращению заболеваний (U.S. Centersfor Disease Controland Prevention), каж- дый 88-й ребенок в Америке болеет аутизмом, в других странах статистика показы- вает разную частоту, но она значительно не отличается от заявленной. В целом, фиксируется увеличение количества детей с проблемами в разви- тии, причем, растет сложные сочетания нарушений. Аутизм («autos») – особая форма психического развития, при которой наблюдается комплекс особенностей характера и поведения, в первую очередь, это нарушения социального взаимодействия, коммуникации и стереотипизация поведения. Проблемы поведения вызваны трудностями общения и погруженно- стью в «свой мир». Это касается и детей с РАС. Проблема усугубляется и тем, что нет доста- точно полного единого общепринятого определения как аутизма, так и РАС. Специалисты прослеживают три подхода в понимании детского аутизма: тяжелые формы коммуникативных расстройств, расстройства характера и нару- шения, связанные с мозговыми причинами. Эти подходы взаимосвязаны и недо- статочно разделены, хотя высокофункциональный и низкофункциональный аутизм имеет разные перспективы для конкретных детей в социальной сфере. Дети с аутизмом также различаются по эмоциональным и интеллектуальным, проявлениям: от 80 до 90 % аутичных детей страдают умственной отсталостью. По статистике распространенность аутизма и расстройств аутистического спектра составляет около 20 случаев на 10 000 человек. Некоторые авторы го- ворят о существовании проблемы «размывания границ» аутизма. Диагностика нарушений вызывает трудности даже у специалистов. Известно, что семья является первичным институтом социализации, а для ребенка с отклонениями (физическими или психологическими) семья становит- ся важнейшим и определяющим фактором социальной адаптации и возможным преодолением последствий имеющихся нарушений. Между тем, все семьи, воспитывающие ребенка с РАС, испытывают психо- логические, социальные и материальные проблемы. Почти всегда это сопровож- дается переживаниями всего семейного окружения (как родителей, так и род-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=