Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки

46 Следует сказать про особенности детей с общим недоразвитием речи. Их отмечает Л. В. Кузнецова в своей книге «Основы специальной психологии» [2]. Так, например, данные дети не могут дать ответ о выборе своего товарища, ориентируются на оценку взрослого, коммуникативные навыки довольно ниже нормы и отличаются ограниченностью, игровая деятельность скудная, без ре- чевой активности. При выполнении совместной работы, заданной воспитате- лем, каждый ребёнок старается делать по-своему, не ориентируясь и не сотруд- ничая с партнёром. Все эти особенности у старших дошкольников говорят о неумении сотрудничать друг с другом, о недоразвитии коммуникативных умений и слабой ориентации на своего товарища, тем самым накладывая отпе- чаток на развитие самооценки. Дошкольникам с речевой патологией также ха- рактерна недостаточная критичность по отношению к себе, нет адекватного мнения о собственных действиях, завышенная оценка своих поступков. При сравнении самооценки мальчиков и девочек с нормальной и нарушен- ной речью выявлены определённые различия. Так, у девочек с ОНР самооценка будет гораздо выше, чем у тех, которые с нормальной речью. Однако, несмотря на это, они не считают себя общительными из-за речевого дефекта. Самооценка у групп мальчиков отличается в меньшей степени, но мальчики с нарушенной речью считают себя менее счастливыми и общительными. И мальчики, и де- вочки оценивают себя некритично, довольно часто переоценивая свои способ- ности. Дети с ОНР многие, в частности негативные, черты своего характера просто не замечают и оставляют без оценки, объективная характеристика лич- ности нередко не совпадает с самооценкой. Дошкольники с нарушением речи стремятся поддерживать свой успех, пусть и на заниженном уровне. Это прояв- ляется при удачных выполнениях заданий, данные дети не переходят к более сложному упражнению, а наоборот, к более лёгкому. Всё это говорит о необъ- ективной завышенной самооценке старшего дошкольника с нарушением речи. Но, следует помнить, как отмечает автор Запорожец А. В., что «вне зави- симости от речевого статуса завышенная самооценка является возрастной нор- мой для всех дошкольников» [3]. Таким образом, следует отметить, что у старших дошкольников с наруше- нием речи очень часто бывает нестабильная самооценка, из-за чего у многих семей возникают трудности в их развитии. А воспитание детей с нарушением речи требует проявления большего понимания и труда, чем в семьях, воспиты- вающих здоровых детей. Литература 1. Кузнецова, Л. В. Основы специальной психологии / Л. В. Кузнецова.– М.: Изд. центр «Академия», 2002. 2. Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии / Р. Е. Левина.– М.: Просвещение, 1967.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=