Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки

45 Т. А. Денисова, студент факультета психологии ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (Тула, Россия) tanya_denisova_2017@bk.ru Ю. М. Васина, кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (Тула, Россия) j_m_vasina@mail.ru ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ СЕМЬИ Известно, что процесс формирования личности начинается в дошкольный период, благодаря социализации ребёнка, его общении с окружающим миром. Следует отметить, что нарушение речи накладывает отпечаток не только на общем развитии ребёнка, но и на одном из ключевых факторов созревания лич- ности – на самооценке. При негармоничном формировании личности, неумении оптимизировать и стабилизировать самооценку ребёнка с нарушением речи, родители часто подвергаются проблеме нестабильности самооценки старших дошкольников с нарушением речи. В настоящее время старшие дошкольники с общим недоразвитием речи являются самой большой группой с нарушениями развития. Поэтому важным требованием формирования адекватной самооценки у старших дошкольников в условиях семьи является поддержка и постоянное взаимодействие с ребёнком. Старшему дошкольнику необходимо давать посильные задания, а также под- креплять их похвалой, при правильном выполнении. Если дошкольник выпол- няет задание некорректно, необходимо в мягкой форме указать на его ошибки и попробовать их исправить. Это в свою очередь будет влиять на развитие адекватной самооценки у ребенка. Данные действия позволят ребёнку реально оценивать свои поступки, а впоследствии ставить выполнимые задачи. Недостатки речи затрудняют и замедляют формирование самосознания, что сильно сказывается на развитии социального взаимодействия, в частности мешает ребенку осознать и выразить свои потребности. Как известно, развитие самосознания протекает в разных видах деятельности, поэтому семья должна помочь ребёнку овладеть навыками самооценивания себя, создавая на ранних этапах эту деятельность. Помимо этого, для формирования адекватной само- оценки дошкольников с нарушением речи, родители должны указывать на ошибки ребёнка, при выполнении задания, а также проводить вместе с ним анализ причин плохого поведения. Семье необходимо помнить, что к ребёнку следует относится как к личности, показывая свою любовь и положительное отношение к нему. Обсуждая с дошкольником способы решения задач, исправ- ления ошибок и неправильного поведения, а также выражая уверенность, что у ребёнка всё получится, семья проводит колоссальную работу по формирова- нию адекватной и стабильной самооценки ребёнка.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=