Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки

41 чества, а также сохраняли традиционно женские черты. Современная женщина играет то мужскую, то женскую роль в зависимости от ситуации или периода жизни. Психологический пол детей, воспитуемых в семьях с одним родителем ха- рактеризуется тенденцией к маскулинности. Таким образом, для подростков ха- рактерна грубостью, решительность, независимость, агрессивность и жестокость. Одинокие матери, которые воспитывают ребенка, склонны воспринимать его как неприспособленного и безуспешного. Одинокие матери часто злятся, раздража- ются на ребенка, проявляют недоверие и неуважение к ребенку. У одиноких мате- рей был выявлен авторитарный стиль воспитания, который характеризуется без- условным повиновением, строгой дисциплиной. Одинокие матери не могут занять точку зрения ребенка, но считают необходимым навязывать свою, не считаясь с потребностями и желаниями ребенка. Им очень нужны достижения, полученные детьми и признанные в социуме. Матери из неполных семей продемонстрировали высокие и средние баллы по шкале маленький неудачник. Родители считают, что их ребенок меньше настоящего возраста, что он самостоятельно не может решать вопросы относительно своих планов, дел [1]. Ребенок не воспринимается как лич- ность, индивидуальность, поэтому одинокие матери выбирают строгий контроль за детьми. Показатель индекса враждебности детей из неполных семей превышает норму – 10,2, что на 85 % выше по сравнению с полными семьями. У детей из не- полных семей преобладают следующие агрессивные реакции – чувство вины, уст- ная агрессия, обида, физическая агрессия. Таким образом, своевременная правильная поло-ролевая идентификация де- тей возможна в полных семьях. Именно полная благополучная семья является ос- новой психологического благополучия личности в ситуации неопределенности. Литература 1. Кучина, Т. И. Детско-родительские отношения и психологическое бла- гополучие подростков [Электронный ресурс] / Т. И. Кучина, Т. С. Мороз.– М.; Берлин: Директ-Медиа, 2019.– URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id= 567087 (дата обращения: 06.10.2019). 2. Мороз, Т. С. Устойчивый образ «Я» – залог социально-психологической адаптации в мире неопределенности [Электронный ресурс] / Т. С. Мороз, Е. Б. Кар- пов // Человек в мире неопределенности. Методология культурно-историчес- кого познания: Сб. ст.– М.: Федеральный институт развития образования, 2017.– С. 234–240.– URL: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2017/06/Sbornik_ Vygotskiy.pdf (дата обращения: 20.09.2019). 3. Мороз, Т. С. Психологические детерминанты возникновения интернет- зависимости у младших подростков / Т. С. Мороз, О. И. Кокорева // Социализа- ция и реабилитация в современном мире: Сб. науч. ст.; Под ред. О. Е. Нестеровой, Р. М. Шамионовой, Е. С. Пяткиной, М. Д. Коноваловой.– М., 2017.– С. 141–149.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=