Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки

40 Т. С. Мороз кандидат психологических наук, доцент АНО ДПО «НИПКиПП», АНО СПО «ОСЭК» (Тула, Россия) tat.moroz2009@yandex.ru Т. И. Кучина кандидат педагогических наук, доцент АНО ДПО «НИПКиПП», АНО СПО «ОСЭК» (Тула, Россия) cuchinati@yandex.ru ВЛИЯНИЕ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ РОДИТЕЛЕЙ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОЛ РЕБЕНКА В ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ В стремительно меняющемся мире неопределенности современному чело- веку придется столкнуться с рядом трудностей [1, 3]. Неопределенность буду- щего, устаревание и отмирание профессий, экономическая нестабильность, су- ществует точка зрения, что одному человеку выжить в таких условиях легче [2]. Некоторые западные страны выдвигают новые позиции относительно полоро- левой идентификации, считая, что у современного человека может быть, так называемая, «множественная идентичность». Общество и родители навязывают гендерный пол ребенку, нужно дать возможность ребенку самому выбрать свой пол, а до этого выбора в графе пол ставить запись «еще не определился». В настоящее время число семей с одним родителем или родителями разведен- ными возрастает. Самая большая проблема – затруднения в правильной поло- ролевой идентификации и ориентации детей. В исследовании участвовали 40 человек. Подростки в возрасте 12 лет, учащие- ся 5-х классов в количестве 20 человек и их матери. Исследование проводилось на базе детско-юношеской спортивной школы города Тулы. Гипотеза исследования заключается в том, что гендерный пол подростков взаимосвязан с психологическо- го полого родителя неполной семьи. Уровень проявления агрессивности в подрост- ковом возрасте обусловлен психологическим полом родителя неполной семьи. По данным проведенного исследования можно сказать, что матери детей полных семей имеют склонность к фемининному типу гендерной идентичности, они обладают мягкими и нежными чертами. Матери детей из полных семей выби- рают стиль семейного воспитания сотрудничество и принятие, то есть они гордят- ся успехам своих детей, считают их способными, интеллектуально одаренными. Матери детей из полных семей искренне интересуются их планами и делами, под- держивают и ценят личность ребенка. У детей из полных семей диагностируется андрогинный тип личности. У детей из полных семей показатель враждебности составляет в среднем 5,6, что является нормой для этой возрастной категории. Одинокие матери относятся к андрогинному типу личности. Андроген – ба- ланс мужских и женских характеристик, то есть, интеграция женского эмоцио- нально-выразительного стиля с мужским инструментальным стилем деятельно- сти. Одинокие женщины, воспитывающие ребенка, проявляли чисто мужские ка-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=