Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки

38 мье. Анализ результатов проведеннойработы с помощью модифицированной шкалы одиночества UCLA, разработанной под руководством Д. Расселла, поз- волил разделить выборку на основную (подростков, обладающих степенью одиночества высокой и выше средней) и контрольную (подростков, обладаю- щих степенью одиночества ниже средней и низкой).По показателю субъектив- ного чувства одиночества выявлены: подростки с относительно низкими (21,25 %), со средними (51,25 %) и с высокими показателями одиночества в группе (27,5 %). Полученные данные свидетельствуют о том, что подавляю- щее большинство подростков, так или иначе сталкивается с переживанием чув- ства одиночества как возрастной проблемой. Исследование уровня субъективного ощущения подростком своего одино- чества осуществлялось также с помощью опросника для определения вида оди- ночества С. Г. Корчагиной. Была определена глубина переживания одиноче- ства. У подростков, переживающих глубокий и очень глубокий уровни одино- чества, был выделен также вид переживаемого ими одиночества – диффузное, отчуждающее, диссоциированное одиночество. Анализ результатов показал, что преобладающий вид одиночества в основной выборке – это диссоцииони- рованное одиночество (43,93 %). Диссоциированное одиночество выражается в тревожности, возбудимости и демонстративности характера, противоборстве в конфликтах, личной направленности, сочетании высокой и низкой эмпатии, эгоистичности и подчиняемости в межличностных отношениях, что, безуслов- но, является противоположными тенденциями и формирует внутренний кон- фликт. Полученные данные достаточно близки к тому состоянию, которое объ- ективно испытывает подросток. Следующий вид одиночества (36,36 %) – диф- фузное одиночество. Это те подростки, которые испытывают конфликты в межличностных отношениях. Последний вид одиночества – отчуждающее (19,69 %). Такое одиночество возникает у подростка в случае, когда он совсем не принимает или не принимается группой. Таким образом, большинство подростков, несмотря на то, что проживают с родными, посещают школу, так или иначе, сталкивается с переживанием чув- ства одиночества как личной и возрастной проблемой. Преобладающий вид одиночества в подростковом возрасте – это диссоциированное одиночество. Выраженное субъективное ощущение одиночества может быть поддержано та- кими явлениями, как расхождение механизмов идентификации и отчуждения под воздействием разнонаправленных потребностей подростка: потребностью в самоутверждении, стремлением стать частью референтной группы, повышен- ной конформностью к ее ценностям и нормам, стремлением противопоставить себя родителям, учителям, всем взрослым, отстоять свою независимость, по- требностью в поддержке, доверии с их стороны, ее высокой значимостью. Литература 1. Киселева, В. В. Подростковое одиночество / В. В. Киселева // Школьный психолог.– 2002.– № 8.– С. 36–38.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=