Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки

37 А. А. Кацеро, кандидат психологических наук, доцент ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (Тула, Россия) katsero@list.ru И. А. Ярмыш, кандидат психологических наук, доцент ГОУВПО «Донецкий национальный университет» (Донецк, Украина) yarmyshia@mail.ru ПОДРОСТОК В СЕМЬЕ И ШКОЛЕ: ПЕРЕЖИВАНИЕ ЧУВСТВА ОДИНОЧЕСТВА На протяжении столетий изучением проблемы одиночества занимались философы, богословы, ученые и писатели, однако, анализ литературы показы- вает, что на сегодняшний день проблема одиночества в подростковом возрасте мало изучена. Подростковый возраст рассматривают как наиболее подвержен- ный возникновению негативного переживания одиночества по ряду причин. Чаще всего указывается то, что подросток в общении с родными, друзьями и одноклассниками не получает принятия, признания и эмоционального откли- ка; семья и школа не удовлетворяются его потребности в единении и само- утверждении. Именно тогда у него возникает чувство одиночества [1, 3]. Почти в каждом направлении психологии можно найти концепции, свя- занные с исследованием одиночества. Психологические представления об оди- ночестве рассматривались в рамках психоаналитического подхода (З. Фрейд, К. Хорни, Дж. Зилбург, Х. Саливан, Ф. Фромм-Рейхман), клиент-центрированного (К. Роджерс), социально-психологического (К . Боумен , Д . Рисмен , П . Слейтер), интеракционистского (Р. Вейс), когнитивного (Л. Э. Пепло), гуманистического подхода (А. Маслоу), а также в рамках экзистенциальной психологии (И. Ялом, К. Мустакас) и в работах отечественных психологов (И. С. Кон, Е. Е. Рогов, С. В. Ма- лышев, Е. В. Неумоев, И. М. Слободчиков). В совокупности все эти подходы да- ют важные инструменты теоретического познания. В данной работе одиноче- ство определяется как психическое состояние человека, отражающее пережи- вание своей отдельности, субъективной невозможности или нежелания чув- ствовать адекватный отклик, принятие и признание себя другими людьми [2]. Принимая во внимание стрессогенность состояния одиночества, мы посчитали важным рассмотреть в своем исследовании стратегиисовладающего поведения (копинг-поведение) и механизмы психологической защиты, как способ преодо- ления стрессогенного состояния одиночества у школьников подросткового воз- раста, проживающих в семье. Понятие «копинг» отражает все те механизмы, которые позволяют человеку найти внутренний ресурс для изменения стрессо- генности ситуации, снижая ее субъективную травматичность, либо предприни- мая активные попытки для преобразования ситуации [4]. Эмпирическое исследование проводилось со старшими подростками в воз- расте 15–17 лет, учащимися с нормативным поведением, проживающими в се-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=