Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки
36 Среди этой группы 27 (6,8 %) – студенты, у которых один или оба родителя не являются русскими. Вторые родители – это украинцы, татары или буряты (для Иркутской области) и другие. При этом отцы значительно чаще не принадлежат к титульной нации 17 (62,9 %), чем матери – 9 (32,1 %). Из общей выборки 84 (17,2 %) студента отнесли себя к представителям других национальностей, а 6 (1,2 %) студентов не указали свою национальность. В группе студентов, не относящих себя к русским, одного из родителей – русского имеют 9 (10,7 %) человек. Из них русских отцов – 3 (33,3 %), а рус- ских матерей – 6 (66,7 %). Здесь студенты относят себя к таким народам как бу- ряты (большинство), татары, евреи, украинцы. Вероятно, чем выше значимость женщины в той или иной культуре – тем с большей вероятностью ребенок идентифицирует себя по национальности с матерью и наоборот. Таким образом, даже в тех регионах где изначально в численном отноше- нии преобладают русские и данные регионы позиционируются как места тра- диционного проживания русских мы не можем сказать, что у студентов суще- ствует некий дрейф в стремлении этноидентификации с титульной нацией. Од- нако, студенты в исследовании могут назвать русскими не только себя, но и своих родителей. Например, белорусами ни себя, ни своих родителей в нашем исследовании никто не разу не назвал. При этом 5 (1 %) человек из выборки от- метили, что могут понимать и немного разговаривать на белорусском языке. По- скольку данный язык не относится к самым распространенным и изучаемым в массовом порядке в школах и вузах РФ, мы можем предположить, что студен- ты изучали его в домашней среде и его носителями были оба или один из роди- телей, в соответствии с их действительной национальной принадлежностью. Таким образом, вопрос этноидентификации студентов, выросших в меж- национальных семьях, еще требует своего изучения. При этом решающую роль будет играть два фактора – кто из родителей (мать или отец) относится к ти- тульной нации и какой статус занимают мужчины и женщины в культуре к ко- торой относится второй родитель. Литература 1. Петр Машеров. Эпоха и судьба. К 100-летию со дня рождения: Сб. ст. / Под ред. С. Л. Кандыбовича, О. В. Солоповой.– М.: Студия «Этника», 2017. 2. Солдатова, Г. У. Межэтническое общение: когнитивная структура этни- ческого самосознания // Познание и общение / Г. У. Солдатова; Отв. ред. Б. Ф. Ломов.– М.: Наука, 1988.– С. 111–125. 3. Jaspal, R. The construction of ethnic identity: Insights from identity process the- ory / R. Jaspal, M. Cinnirella // Ethnicities.– 2012.– Vol. 12.– Issue 5.– P. 503–530. 4. Umaña‐Taylor, A. J. Ethnic and racial identity during adolescence and into young adulthood: An integrated conceptualization / A. J. Umaña‐Taylor, S. M. Quin- tana, R. M. Lee, W. E. Jr. Cross // Child Development.– 2014.– V. 85.– № 1.– P. 21–39.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=