Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки

35 С. Л. Кандыбович, доктор психологических наук, профессор, академик РАО, РГУ им. С. А. Есенина (Рязань, Россия) s.kandybovich@sodru.com Т. В. Разина, доктор психологических наук, доцент, профессор РАО, Российская академия образования (Москва, Россия) razinat@mail.ru ОСОБЕННОСТИ ЭТНОИДЕНТИЧНОСТИ У СТУДЕНТОВ, ВЫРОСШИХ В МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ СЕМЬЯХ В числе факторов, обусловливающих становление этноидентичности особо значимую роль, играют домашнее воспитание, обучение, ближайшая социаль- но-этническая среда. Окружающие ребенка люди, носители народной культу- ры, и в первую очередь – родители, формируют в нем черты и привычки, отве- чающие нормам и требованиям действующей в рамках данной культуры систе- мы ценностей и традиций. За счет этого в юношеском возрасте происходит окончательная формирование этноидентичности [2, 4]. Г. У. Солдатова [2], выделяет гипо- и гиперидентичность, которые харак- теризуются, от минимальной до максимальной, значимостью принадлежности к этнической группе. Наиболее оптимальной при этом является «позитивная этническая идентичность», которая создает баланс между толерантностью к своей и другой этнической группе. Важность этноидентичности для человека связана с тем, что она является механизмом идентификации с группой, предот- вращает возможные негативные последствия при отвержении другой группой и усиливает слияние со своей [3]. Именно поэтому в подростковом и юноше- ском возрасте, может наблюдаться смена желание отказаться от этической при- надлежности своих родителей и идентифицироваться с той национальностью, принадлежность к которой позволит войти в референтную группу. В первую очередь она касается тенденции молодежи различных националь- ностей отнести себя к титульной для России нации – русские. Например, согласно Всесоюзной переписи населения 1989 года, белорусов в РСФСР насчитывалось 1 миллион 206 тысяч, то по данным переписи 2002 года  уже 807 тысяч, 2010 го- да – 521 тысяча [1, с. 426]. При отсутствии тотальных исходов белорусов из Рос- сии в этот период такое сокращение вызвано в первую очередь – отказом, нежела- нием белорусов обозначать свою национальность, в определенной степени отказ от нее из соображений удобства и более успешной ассимиляции в России. Осо- бенно это актуально для смешанных семей, где процессы этноидентичности ис- следовались мало. В то же время наблюдаются и обратные явления. Исследование проводилось в вузах Москвы, Ярославля, Рязани, Иркутска. Выборка составила 489 человек, средний возраст – 19,6 лет, девушек – 383 (78,3 %), юношей – 106 (21,7 %). Метод сбора данных – анкетирование. Иссле- дование показало, что как «русских», обозначили себя – 399 человек (81,6 %).

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=