Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки

34 усваивает «надо», «нельзя», социальные нормы поведения, контроль не стано- вится самоконтролем, а организация – саморганизацией. К сожалению, в насто- ящее время такой инфантилизирующий тип воспитаельного воздействия рас- пространен. Тенденция развития современной системы образования, основной задачей которой является превращение ребенка в «полезного члена общества», приводит к сокращению времени детства, интенсификации дошкольного обра- зования, утрате ценности сюжетно-ролевой игры как ведущего вида деятельно- сти, задающего дошкольному развитию проблемно-поисковый, творческий ха- рактер , что не может не сказаться и на приоритетах семейного воспитания. Нарушения, наступающие вследствие неадекватных воспитательных воз- действий, носят не только функциональный, но и, с течением времени, функци- онально-органический характер [4]. Развитие соотношения «мозговая структу- ра-функция» является двухвекторным процессом взаимодействия: не только функция зависит от структуры, но и мозговая архитектура зависит от опыта функционирования [5]. Неадекватные внешние, воспитательные воздействия ведут к отклонениям или задержке в развитии и созревании нервных клеток [5]. Они могут не изменить общей формы мозга, но вызвать нарушения деятельно- сти нервной системы. Развитию каждой новой функции предоставляется строго определенный период в жизни ребенка и если в этот временной отрезок разви- тие данной функции или освоение нового навыка не состоялось, то мозг «фик- сирует» их отсутствие образованием обедненных связей, незавершенностью нейронного созревания, а затем приступает к формированию следующей функ- ции. Последующая функция определенным образом зависима от предыдущей и тоже формируется неправильно. «Пропущенная» функция самостоятельно уже не развивается. У данной группы детей страдают функциональные систе- мы, имеющие длинный «путь» онтогенетического развития – формации лобных отделов коры головного мозга. В дальнейшем, такие дети обнаруживают не только трудности социализации, но и учения. Нередко нарушения мотивацион- ного компонента учебной деятельности сочетаются с нарушениями волевой ре- гуляции. По нашим данным, количество таких учеников среди других детей с трудностями учения составляет 18 % [3]. Литература 1. Актуальные проблемы нейропсихолоии детского возраста: Учеб. посо- бие / Под ред. Л. С. Цветковой.– М.: МПСИ, МОДЭК, 2010. 2. Гарбузов, В. И. Нервные дети: Советы врача / В. И. Гарбузов.– Л.: Ме- дицина, 1990. 3. Давидович, А. А. Усвоение понятия числа и счетных операций перво- классниками с нейропсихологическими синдромами отклоняющегося развития: Дис. … канд. псих. наук / А. А. Давидович.– Минск, 2006. 4. Ковалев, В. В. Психиатрия детского возраста: (Руководство для врачей) / В. В. Ковалев.– М.: Медицина, 1979. 5. Скворцов, И. А. Детство нервной системы / И. А. Скворцов.– М.: Триво- ла, 1995.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=